Мы местные

Тюменская область
Москва, 26.06.2017
«Эксперт Урал» №26 (733)
Филиал ГК Danone расширяет в Тюменской области проекты, направленные на развитие производства молока

В этом году самая большая молочная компания в РФ Danone и сельскохозяйственный холдинг «Дамате» запустят в Тюменской области молочно-товарный комплекс на 4,6 тыс. голов. Совместный проект стоимостью 5,6 млрд рублей стартовал в марте 2016 года. В конце прошлого года введена в эксплуатацию первая очередь комплекса. На предприятие завезли более 3,3 тыс. голов скота голштино-фризской породы из Голландии и Германии. Среднесуточный надой на одну фуражную корову достигает 27 литров: это много по сравнению со среднероссийским результатом в 6 — 8 литров в сутки. Уже в этом году комплекс планирует

произвести 4,8 тыс. тонн молока. После выхода на полную мощность предприятие намерено поставлять переработчикам около 45 тыс. тонн молока в год. Оно станет крупнейшим производителем молока-сырья в Тюменской области.

По условиям соглашения, молоко, произведенное на комплексе, будет продаваться на предприятия Danone. Первые 10 тонн молока были отправлены на перерабатывающий завод Danone, молочный комбинат «Ялуторовский», 17 мая. О планах развития компании в Тюменской области и перспективах молочного бизнеса «Э-У» рассказал директор филиала молочный комбинат «Ялуторовский» Владимир Дыкань.

— Россия остается одной из крупнейших стран-импортеров молочных продуктов: в пересчете на сырое молоко отношение импорта к объему товарного молока составляет, по разным оценкам, 20 — 30%. Почему российская молочная отрасль не справляется с задачами импортозамещения?

— Последние четыре года сформировалась тенденция на снижение зависимости от импорта. Сейчас это действительно около 20% сырья, но отечественная молочная промышленность наращивает обороты. Кроме того, если взять весь Таможенный союз, то цифра будет гораздо ниже. Danone обеспечен сырьем на 100%. Ежегодно, на протяжении четырех лет подряд, включая 2017 год, идет прирост по поставкам сырья на 2,5 — 3%.

Сырья достаточно

— За счет чего происходит этот рост?

— Результат работы с поставщиками.

У нас действуют специальные программы по поддержке сельхозпроизводителей. Это — инвестиции, обучение по повышению надоев, рентабельности бизнеса. Все это сказывается на приросте.

— Вы и до запуска фермы на 100% обеспечивали себя сырьем, зачем нужна ферма?

— Да. Но у нас есть планы по расширению продуктовой линейки и наращиванию объемов производства. Кроме того, мы будем перераспределять сырье между другими заводами Danone.

— То есть с введением комплекса не будете отказываться от поставщиков?

— Ни в коем случае. Закупки будем производить, как и раньше. Мы с этими поставщиками давно и очень плотно работаем по всевозможным вопросам. Введение комплекса на взаимоотношения не повлияет.

Рынок стабильный

— Производство готовой молочной продукции в РФ падает. В чем причины? Когда можно будет говорить о восстановлении объемов?

— По отчетам исследовательской компании Nielsen, молочный рынок в России падает на 7% ежегодно. Здесь целый ряд факторов. Это и сокращение реальных доходов населения, и рост стоимости молочных продуктов в целом в РФ, который в свою очередь связан с резким ростом стоимости сырья. Если говорить про «Ялуторовский», то в первом квартале 2017 года мы показали 15% роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынок Уральского федерального округа, в частности Тюменской области, гораздо более стабилен, чем рынки других регионов.

— Можно ли говорить о переориентации спроса на традиционные сравнительно недорогие цельномолочные продукты (сметану, кефир и т.п.)?

— Все зависит от спроса, вкусовые предпочтения меняются. Стабильно растет доля молокоемких продуктов, таких как творог и молочные десерты, на производство килограмма которых требуется несколько килограммов молока. Например, чтобы сделать килограмм творога, нужно 6,5 кг молока. «Ялуторовский» производит целый ряд эксклюзивных для Тюменской области продуктов, те же творожные десерты. Во всей группе Danone их выпускает лишь еще один завод, в Чехове Московской области. Мы наращиваем объемы выпуска этих продуктов, происходит перераспределение структуры производства. Сокращается доля производства молока UHT (ultra-high temperature processing, ультрапастеризация), но мы по-прежнему по объемам его производства занимаем в регионе лидирующую позицию.

— Можете назвать долю десертов в общей структуре производства?

— Если в пересчете на молоко, это около 70%. Остальное — концентрированное молоко, порционные сливки, традиционный творог.

— Сокращение по молоку UHT насколько существенное?

— Существенное снижение произошло за счет перераспределения сырья на приоритетные продукты — творожные десерты и йогурты. Десерты мы ввели в прошлом году и сейчас наблюдаем стопроцентный рост относительно предыдущего. Речь идет о цифрах около тысячи тонн ежемесячно. Традиционный творог прибавил в последнее время на 20 — 25%. Это молокоемкое производство, поэтому потребление молока-сырья у нас остается на стабильном уровне. На рынке мы чувствуем себя достаточно уверенно даже в условиях кризиса.

— Какая у вас доля на рынке?

— Стабильная. Я не могу назвать цифры, но могу сказать, что она не меняется несколько лет.

Условия отличные

— У «Ялуторовского» есть уникальная стратегия развития или она одинакова для всех подразделений Danone?

— Есть единая стратегия, но она учитывает особенности каждого предприятия. В нашем случае основной вектор развития — производство современных молочных продуктов. Ключевые задачи — внедрение новых технологий и производство натуральных продуктов. В 2015 году ГК Danone в России завершила первый этап реконструкции «Ялуторовского». В рамках проекта, стартовавшего в 2013 году, была проведена реконструкция, затронувшая все структурные подразделения предприятия: модернизирован основной производственный корпус, построены новые помещения и склады, инсталлировано оборудование для производства мягкого творога «Даниссимо» и прессованного творога «Простоквашино». Теперь предстоит реконструировать вспомогательное производство. Кроме того, у нас в портфеле проекты, направленные на экологию, в частности по переработке творожной сыворотки.

— Насколько молочный бизнес привлекателен для инвестиций? Какой у вас уровень рентабельности?

— Это рентабельный бизнес. Но коммерческие показатели я не могу назвать.

— Как вы оцениваете условия для развития бизнеса в Тюменской области? Как чувствует себя здесь крупная иностранная корпорация?

— Я не видел нигде в другом регионе такой поддержки от правительства в плане развития бизнеса. Нигде так не заинтересованы в успешности бизнеса, как в Тюменской области. Власти в лице департамента инвестполитики региона готовы оказывать всевозможную поддержку, представлять на выставках продукцию, помогать консультациями, законодательно прописаны льготы по налогам, условиям получения субсидии на новое производство и многое другое. Они не считают нас иностранной компанией — мы местные, нас нужно поддерживать.

Образование обязательно

— Насколько актуальна для Danone тема фальсификата?

— Для нас это больной вопрос и одно из важных направлений деятельности: пытаемся изменить ситуацию с помощью инициирования законодательных актов, проведения разъяснительной работы с потребителями, взаимодействия с госорганами. Потребитель должен понимать, что килограмм творога не может стоить столько же, сколько килограмм молока, если он из него произведен. Я уже говорил, что для этого требуется 6,5 кг молока.

— Сколько человек работает на комбинате? Это жители Ялуторовска? Какое обучение понадобилось для персонала, что он смог соответствовать стандартам Danone?

— В производстве заняты 300 человек. На 99% — это жители Ялуторовска. Весь коллектив прошел несколько этапов обучения. Темы курсов разные — от технологических до экологических. Образовательные модули затрагивают практически всех, это постоянный процесс. 

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №26 (733) 26 июня 2017
    Зачем России цифровая экономика
    Содержание:
    Играем с первой цифры

    Цифровой экономике поставлены задачи: минимум — обеспечить свободу движения товаров, услуг и капитала, кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве; максимум — создать новые высокотехнологичные рынки и модели бизнесов, способные генерировать доходы

    Реклама