Ушли в штопор

Русский бизнес
Москва, 26.06.2017
«Эксперт Урал» №26 (733)
Туристический рынок остро переживает сокращение чартерной программы «ВИМ-Авиа»

25 тыс. уральских туристов пострадали из-за отмены и задержек рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа». Только из Тюмени в Турцию не смогли улететь 8 тыс. человек (позже большинство из них были отправлены на средиземноморские курорты из Екатеринбурга одной из турецких авиакомпаний), рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев. Всего в стране, по данным Российского союза туриндустрии, жертвами сорванных чартеров стали около 200 тыс. человек. В период с 28 мая по 12 июня были задержаны 173 авиарейса «ВИМ-Авиа», из них

52 регулярных и 121 чартерный, сообщается на сайте Генпрокуратуры. По информации надзорного органа, сбой произошел из-за технического состояния, а также позднего прибытия самолетов авиакомпании. Кроме того, у «ВИМ-Авиа» не было достаточного количества запасных воздушных судов.

О частичном сокращении чартерной программы (в основном за счет зарубежных направлений) компания заявила в начале июня, отменив значительное количество рейсов из Москвы и регионов. Ее руководство 7 июня было вызвано для разъяснений в Росавиацию. Авиаперевозчик сообщил, что надеется нормализовать график полетов в течение двух недель, и ввел практику ежедневной публикации списков выполняемых (а не отменяемых) рейсов. Например, 22 июня компания намеревалась совершить 24 чартерных рейса, в том числе из Даламана в Екатеринбург (и обратно) и из Антальи в Челябинск (и обратно). Несмотря на усилия по оптимизации летнего расписания «ВИМ-Авиа», очевидно, что взятый объем чрезмерен для перевозчика в этом сезоне.

Туры с включенной авиаперевозкой чартерными рейсами «ВИМ-Авиа» продают туроператоры «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group, «Музенидис Трэвел», TUI Россия, TEZ Tour, ANEX Tour и Ted Travel. Все они исполняют обязательства по договорам о реализации тур­продукта. По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), до конца летнего сезона туров с перевозкой «ВИМ-Авиа» забронировано на 240 — 250 тыс. тур­истов.

В Минтрансе предположили, что для выполнения чартерных программ придется привлекать на некоторые востребованные зарубежные направления иностранные авиакомпании. Эта идея появилась давно, но раньше ее не поддерживали российские авиационные власти. Сейчас становится понятно, что обойтись имеющимся отечественным флотом не удастся.

Рост без самолетов

Росавиация на фоне этих событий настоятельно рекомендовала чартерным авиакомпаниям «скорректировать программы перевозок в целях недопущения задержек свыше двух часов и отмены рейсов». При невыполнении требований их ждут внеплановые проверки на предмет соответствия сертификационным и лицензионным требованиям, точечные ограничения чартерных программ. Ведомство также грозит публично обратиться к туроператорам и пассажирам с предупреждением о недобросовестности таких авиакомпаний. По данным регулятора, за пять месяцев 2017 года ведущие чартерные перевозчики увеличили показатели в полтора-два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Глава Росавиации Александр Нерадько подчеркнул, что такой рост объемов перевозок не был подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала:

— Несоответствие программ перевозок реально располагаемым возможностям стало причиной многочисленных задержек и отмен рейсов у ряда чартерных авиакомпаний, вынуждающих пассажиров ожидать вылета задержанного рейса по 6 — 10 и более часов.

Регулятор указал на то, что авиакомпании пренебрегают требованиями о резерве воздушных судов, не всегда предоставляют пассажирам задержанных рейсов полагающиеся бесплатные услуги. Перевозчикам указано на «необходимость использовать полностью исправные воздушные суда (без так называемых отложенных неисправностей, MEL) с надлежащим состоянием салонов, санитарных узлов, комфортным размещением пассажиров с нормативным шагом между рядами кресел.

Туроператоры занимаются поиском альтернативных перевозных емкостей. Ситуация усугубляется отсутствием на рынке свободных бортов большой вместимости (как Boeing 777). В 2015 году парк российских авиакомпаний сократился до самого низкого показателя за последние десять лет: перевозчики отказывались от самолетов из-за снижения потребительской активности. В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта сообщили, что по итогам прошлого года потери авиакомпаний составили 10 млрд рублей. Если в первой половине 2016 года все авиакомпании отчитывались в прибыли (за счет снижения НДС на внутренние рейсы, роста цен и загрузки рейсов), зимой емкости снова опустели, выведя перевозчиков в отрицательный баланс.

Где взять самолеты? Летний подъем пассажиропотока не заставит отечественных перевозчиков спешно брать транспорт у лизингодателей. Рынок растет, но сезонно. По данным источника в Минтрансе, для выполнения чартерных программ рассматриваются конкретные иностранные компании. Не исключено, что к перевозкам будут привлечены турецкие Onur Air и Atlas Global (они и сейчас осуществляют чартеры), которые позволят снять напряжение на рынке. На момент сдачи номера Atlas Global открыла полетную программу из аэропорта Кольцово в Анталью, став девятой по счету авиакомпанией, выполняющей рейсы между Екатеринбургом и городами Турции. Эксклюзивным представителем этого рейса выступает туристический оператор «Интурист».

Что будет с «ВИМ-Авиа»

Приволжская транспортная прокуратура возбудила в отношении «ВИМ-Авиа» и ее генерального директора Александра Кочнева административное дело по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП (Предпринимательская деятельность в области транспорта, ведущаяся с нарушением условий лицензии). Прокуратура также выявила два случая, когда командиры летных отрядов авиакомпании пустили за штурвал пилотов, «отдохнувших менее установленной нормы еженедельного отдыха». В авиакомпании сообщили, что в одном случае еженедельный отдых одного из пилотов был на 50 минут меньше положенных ему еженедельно 42 часов: «Вряд ли такое отклонение может оказать существенное влияние на безопасность полетов, но в любом случае будет тщательно расследовано».

По данным участников рынка, «ВИМ-Авиа» выполняет в срок более половины намеченных рейсов. Так, генеральный директор туроператора «НТК Интурист» Виктор Тополкараев сообщил «Вестнику АТОР», что большая часть туров с перелетами «ВИМ-Авиа» подтверждена, а отменены только региональные вылеты в Сочи и Крым. От перевозчика рынок на фоне растущего турпотока на массовых пляжных направлениях и дефицита мест у других авиакомпаний отказываться не намерен. Его отсутствие будет попросту нечем компенсировать.

Вопрос о прекращении полетов «ВИМ-Авиа» не рассматривается и в Росавиации. Александр Нерадько ранее сообщал, что ограничить сертификат эксплуатанта «ВИМ-Авиа» в связи с массовыми отменами рейсов «нормативно невозможно».

Глава Ростуризма Олег Сафонов заявил об отсутствии финансовых проблем у «ВИМ-Авиа»:

— В целом ситуация нормализована. Авиакомпания работает, у нее нет финансовых сложностей, долгов у туроператоров перед авиакомпанией тоже нет, это было признано всеми сторонами. Не нужно бояться приобретать ее перевозку, если мы говорим о каких-то других временных периодах. Туристы, которые столкнулись с задержкой или отменой рейсов, не потеряют деньги. Они смогут либо улететь на других рейсах, либо им будут возвращены средства.

— Для туриста, у которого отменен чартерный рейс, есть несколько вариантов решения проблемы — это перенос даты вылета в отпуск на более поздний срок, возврат денег, который осуществляется тур­операторами в ближайшие часы после обращения, или перенос вылета на другие направления с доплатой, — объяснил Михаил Мальцев, отметив, что доплата обычно составляет около 30% от изначальной стоимости тура.

По мнению вице-президента РСТ Александра Осауленко, чартерные рейсы из регионов, отмененные из-за компании «ВИМ-Авиа», смогут восстановить силами других авиакомпаний в течение 10 — 14 дней. 

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №26 (733) 26 июня 2017
    Зачем России цифровая экономика
    Содержание:
    Играем с первой цифры

    Цифровой экономике поставлены задачи: минимум — обеспечить свободу движения товаров, услуг и капитала, кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве; максимум — создать новые высокотехнологичные рынки и модели бизнесов, способные генерировать доходы

    Реклама