Удержать маржу

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
14 мая 2018, 00:00   Урал

В условиях снижения доходности классических кредитных продуктов банки все интенсивнее ищут модели создания сервисов для малого и среднего бизнеса

Hазвитие любого вида бизнеса во многом зависит от управления денежными потоками: у предпринимателя должна быть возможность найти оборотный капитал, запустить в работу временно свободные денежные ресурсы, своевременно провести расчеты с партнерами. Насколько современные финансовые организации удовлетворяют потребности бизнеса в решении этих задач? Эта тема стала предметом дискуссии круглого стола «Сервис для бизнеса: главные тренды и прогнозы», прошедшем в редакции журнала «Эксперт-Урал» в конце апреля этого года.

Тяжелый перевешивает

В рамках дискуссии аналитический центр «Эксперт» представил расчеты, характеризующие различные сегменты банковского сервиса.

Со второго квартала 2017 года наблюдается положительный рост портфеля, с четвертого - рост кредитов малому и среднему бизнесу 023_expert_ural_19.jpg
Со второго квартала 2017 года наблюдается положительный рост портфеля, с четвертого - рост кредитов малому и среднему бизнесу

Одна из важнейших потребностей функционирования любой компании — покрытие кассовых разрывов за счет заемных ресурсов и реализация инвестиционных проектов с помощью специального банковского финансирования. В этой связи динамика корпоративного кредитования является одним из ключевых показателей банковской системы. С одной стороны, она свидетельствует о росте или сокращении основного актива и источника доходов кредитных организаций, с другой — это важный макроэкономический индикатор, говорящий о спросе на деньги.

Весь период экономического спада совокупный кредитный портфель юридических лиц российской банковской системы находился почти на одном уровне, и лишь в 2017 году индикатор показал прирост (см. «Банк — это кредитная организация», «Э-У» № 10 от 05.03.2018).

При наличии явного устойчивого тренда цифры банковской статистики можно трактовать различным образом, поэтому приведем их все. По нашим расчетам, без учета просроченной задолженности за 2017 год кредитный портфель юридических лиц вырос на 7%, а без учета санируемых банков — на 8,5%. Прирост показали как государственные, так и крупные частные банки. Не вырос портфель лишь в группе малых и средних банков. Правда, при анализе мы заметили одну особенность: у госбанков прирост кредитов частным коммерческим компаниям нефинансового сектора (6,1%) оказался ниже, чем кредитов нерезидентам (11,3%), а также кредитов финансовым компаниям (к ним относятся лизинговые, факторинговые, страховые, инвестиционные), некоммерческим компаниям и бюджетным учреждениям (в сумме 17,1%). У частных банков этого дисбаланса нет.

Судя по всему, предприятия и организации за счет банковских продуктов закрывают свои потребности в основном в оборотном капитале. Об этом говорит статистика: кредиты формата «овердрафт» выросли за год на 14%, гарантии — на 22%, факторинг — на 23%.

Отраслевая статистка кредитования дает представление о динамике поддержки банками различных сегментов экономики. Правда, ЦБ рассчитывает этот параметр вместе с просрочкой, не включает кредиты бюджетным учреждениям, кроме того, в его расчетах нет поправки на отозванные за год лицензии, поэтому общий прирост отличается от рассчитанного нами и составляет 5%. По этим расчетам, основной объем кредитной банковской поддержки приходится на системообразующие «тяжелые» отрасли промышленности — обрабатывающую, добычу ископаемых, энергетику и транспорт. Кредитование по этой группе заемщиков выросло на 10,2%. «Легкие» отрасли — торговля, услуги, сельское хозяйство, строительство — показали прирост лишь в 1,7%, хотя доля последних в кредитном портфеле составляет 62%.

В качестве альтернативного источника финансирования микробизнес все чаще рассматривает небанковские организации. По данным Уральского ГУ ЦБ, за девять месяцев 2017 года доля субъектов МСБ в совокупном портфеле микрозаймов на территории региона составила 55% (из них займы индивидуальным предпринимателям — 31%, юридическим лицам — 24%).

Вошли во вкус

Итоги первого квартала 2018 года говорят о закреплении общего тренда: прирост корпоративного кредитного портфеля составил 1,5% (рублевый портфель вырос на 3,1%, валютный снизился на 2,3%). У госбанков рост закономерно существенно выше, чем у частных: 1,7% против 0,8%. В этот период более быстрыми темпами росли портфели кредитов предприятиям нефинансового сектора, причем как у государственных банков, так и у частных, сокращались кредиты нерезидентам и финансовым компаниям. Не только Сбербанк, но и частные банки всех типов показывают рост кредитов ИП. В отраслевом разрезе «легкие» и «тяжелые» отрасли дали почти одинаковую динамику — около 2%. Кредиты физическим лицам в первом квартале приросли на 3,3%, в том числе ипотека на 4,5%.

Ставки кредитования еще в 2017 году

достигли исторических минимумов и продолжают снижаться. Одновременно снижаются ставки по привлеченным средствам, в итоге процентный спред (разница между ставками по активам и обязательствам) сократился по сравнению с 2015 — 2016 годами, но находится на уровне 2013 года. Данные отчетов о финансовых результатах показывают, что за последний год (сравниваются первые кварталы) процентные доходы банков сократились на 1%, при этом доходы по ссудам провалились на 2%, но за счет существенного сокращения процентных расходов (11%) процентная маржа выросла на 11%. Правда, у разных групп банков динамика маржи отличается: у малых и средних региональных банков — плюс 2%, у московских — минус 3%.

На фоне снижения ключевой ставки и, как следствие, изменения доходности кредитных продуктов банки все чаще обращают внимание на возможности зарабатывания за счет сервисов: в первом квартале этого года на 10% выросли чистые комиссионные доходы. Впрочем, статистика снова говорит о неравномерности: у госбанков комиссионные доходы выросли на 13%, у частных банков — лишь на 4%. Годом ранее пропорции были обратные: частные банки демонстрировали рост комиссионных доходов на уровне 20%, государственные — 5%. При этом все группы банков стремятся повысить доходы за счет небанковых сервисов и формирования экосистем как на базе удаленных каналов обслуживания, так и в режиме офлайн.

И эти программы в наибольшей степени направлены на малый и средний бизнес.