А теперь будем строить осознанно

Повестка дня
Москва, 26.10.2020
«Эксперт Урал» №43-44 (832)

МИНСТРОЙ РОССИИ

Осознанное строительство» стало главной темой для обсуждения на VII Международном строительном форуме 100+, прошедшем в октябре в Екатеринбурге. По мнению выступившего на мероприятии главы Минстроя России Владимира Якушева, «осознанность» должна включать три основных аспекта:

— Первое — это ответственность власти. Внешний вид наших городов в первую очередь зависит от того, как выстроена регуляторная деятельность органов управления разного уровня. Второе — ответственность застройщика. От их работы и тех задач, которые они перед собой ставят, зависит финальный облик объектов, формирующих наши населенные пункты. И самое важное — это обратная связь от жителей. Именно их мнение формирует нашу градостроительную политику и позволяет первым двум институтам действовать осознанно.

Дискуссия была посвящена основным векторам развития строительной отрасли после пандемии коронавируса. По словам Владимира Якушева, сегодня ведется поиск баланса между излишними процедурами и безопасностью строительства. Минстрой России провел большую работу по сокращению избыточных строительных нормативов, актуализированы 68 из 78 технических документов. «Мы активно работаем над устойчивостью и интеграцией в практике строительства. Наши ориентиры: эффективность, эргономика, экологичность, профессионализм участников», — подчеркнул глава Минстроя.

Развитие городских территорий, на которых ранее вели деятельность промышленные предприятия, обсуждалось на панельной дискуссии «Промышленное строительство как драйвер экономического роста».

— Современный город развивается в пос­тиндустриальном обществе, и в ближайшем будущем мы увидим редевелопмент тех территорий, которые на сегодня заняты промышленным производством, — убежден министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков. — Промышленность претерпевает технологические перемены, редевелопмент становится интересным решением данной проблемы — это возможность использовать ту социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру, которая уже сложилась в центральных частях городов.

При этом промышленные объекты продолжают строиться, но уже вне городов. Среди крупнейших уральских строек — прежде всего объекты горнодобывающей промышленности.

— За три года на территории Свердловской области вложено более 150 млрд рублей, создан 191 новый объект, 8,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. В перспективе нас ожидает очень крупное строительство на ближайшие пять лет — разработка первой очереди месторождения Собственно-Качканарское. Общий объем будет порядка 35 млрд рублей. Мы справимся с этим объемом работы самостоятельно, с привлечением компетенций наших компаний, — отчитался министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин.

Особо острая тема для подрядных организаций — ценообразование в строительстве. Из-за нерешенности этого вопроса, связанного с рентабельностью бизнеса, с рынка строительства промышленных и социальных объектов уходят многие специализированные компании, снижается качество возводимых объектов.

— Правительство принимает беспрецедентные меры по поддержке отрасли, — говорит заместитель главы Минстроя России Ирек Файзуллин. — Огромное количество изменений произошло в законодательстве. Минстрой совместно с Главгосэкспертизой, с министерством транспорта, с Газпромом, Роснефтью, Росатомом проводит совместную работу по переходу на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства. Быстрее чем за календарный год была утверждена единая федеральная сметно-нормативная база, она включает более 2900 новых актуализированных смет и более 2000 сметных цен. В 2020 году в 85 субъектах России установлены нормативно-правовыми актами среднемесячные размеры оплаты труда рабочего первого разряда.

В рамках форума была представлена концепция комплексного благоустройства общественных пространств Екатеринбурга. Доклад зачитал завкафедрой Городского строительства Строительного института УрФУ 

Алексей Хриченков. Эксперт отметил, что главная задача современных городов — решение проблемы загрязнения воздуха, поэтому они устремлены к зеленому строительству. В концепции благоустройства Екатеринбурга фокус был также сделан на озеленение.

— У нас благодаря компактности есть огромный потенциал. Городские леса подходят довольно близко к центральной части, есть ботанические сады, которые пока не сильно функционируют, но могут нести в себе богатые образовательные практики, — рассказал Алексей Хриченков.

По его мнению, набережная города до сих пор остается неосмысленной для пользователей, зачастую люди не имеют доступа и выхода к воде, а здания, которые выстраиваются на набережной, «поворачиваются» к горожанам техническими фасадами.

В концепции Екатеринбурга, названной «Малахитовый пояс», благоустройство мегаполиса рассматривается как цельная система рекреационных общественных пространств:

— Есть центральный рекреационный пояс, связывающий парки и скверы, и периферийное кольцо, связывающее уже городские леса, — продолжил Алексей Хриченков. —

В рамках концепции мы определили площади, которые требуют «оживления». В периферийных районах создали места общественных пространств, отдельной категорией выделили мемориальные парки. Есть кладбища в центральной части города, которые используются под транзит, но мы не можем их благоустроить, так как это кладбища, и тут традиционный подход к благоустройству не работает. В дорожную сеть сегодня включаются велокаркасы, это дает нам предпосылку для разработки стандарта, дает понимание, какие улицы вообще необходимы и важны для построения каркаса города Екатеринбурга.

Эксперт добавил, что необходимо создать стандарт, который поможет определять качество объектов улично-дорожной сети и даст инструментарий для решения обнаруженных проблем.                  

Новости партнеров

Реклама