Смена приоритетов

Топ-400 компаний Урала и Западной Сибири
Москва, 26.10.2020
«Эксперт Урал» №43-44 (832)
Переход на удаленный режим работы, ускорение автоматизации и снижение численности сотрудников в офисах останутся с нами надолго, говорит управляющий партнер офиса PwC в Екатеринбурге Максим Мациборко

Пандемия заставила компании всего мира экстренно пересмотреть бизнес-процессы. Сегодня деловые круги бурно обсуждают, какие практики, введенные в период карантина, будут перенесены в постковидную реальность. Сеть аудиторско-консалтинговых фирм PwC провела исследование перспектив развития бизнеса и влияния на него пандемии COVID-19 в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Результаты мы обсуждаем с руководителем регионального развития PwC в России, управляющим партнером офиса PwC в Екатеринбурге

Максимом Мациборко.

— Максим, на какую аудиторию опиралась PwC в исследовании?

— Исследование нацелено на изучение того, как бизнес адаптируется к новой реальности. В июне — июле 2020 года был проведен опрос руководителей крупнейших компаний мира — это более 600 респондентов из 67 стран. Респонденты — руководители частных и публичных компаний, малых и средних предприятий, а также компаний с оборотом выше 1 млрд долларов США, из 67 стран и регионов, включая Западную Европу (42% опрошенных), Северную Америку (7%), Ближний Восток (3%).

— О каких трудностях говорят руководители компаний в период вспышки вируса?

— Из-за пандемии COVID-19 лидеры бизнеса по всему миру столкнулись с рядом проблем, требующих немедленных решений. Нарастающий мировой кризис в области здравоохранения диктовал новые условия: безопасность сотрудников и клиентов, поиск альтернативных источников финансирования, адаптация к изменениям потребительского поведения. Многим пришлось разрабатывать экстренный план, позволяющий остаться на плаву. С одной стороны, часто приходилось принимать поспешные решения, чтобы найти выход из сложной ситуации. С другой — кризис многому научил руководителей, открыл новые перспективы, которые раньше казались управленцам невозможными. Текущие реалии подтолкнули бизнес-лидеров к пересмотру операционных моделей и изменению долгосрочных стратегий развития.

— Как можно оценить готовность бизнес-лидеров к ответам на новые вызовы в управлении компаниями?

— Во время карантина компании массово были вынуждены перевести часть сотрудников на удаленный режим работы. Большинство руководителей считают, что это изменение останется с нами надолго: 78% полагают, что бизнес вряд ли вернется к работе в офисе в прежнем объеме даже после пандемии. Чтобы поддержать оперативную деятельность в условиях ограничений, многим компаниям пришлось быстро реализовать проекты в области цифровизации. И сейчас 76% опрошенных рассматривают ускорение автоматизации в качестве долгосрочного тренда. Безусловно, это приведет к снижению численности сотрудников в офисах: так считает 61% респондентов.

В целом 61% опрошенных уверены, что в будущем бизнес-модель их компании будет более цифровой, — это изменение, которое только ускорилось в результате пандемии. 

— С какими рисками и ограничениями могут столкнуться компании при реализации новых бизнес-стратегий?

— В краткосрочной перспективе это экономические последствия всеобщего карантина: острый недостаток финансовых ресурсов на восстановление цепочек поставок, на поддержание уровня заработной платы и сохранение рабочих мест, зависимость от мер финансовой поддержки государств для малых и средних предприятий. В долгосрочной перспективе могут быть политические, религиозные и культурные ограничения. Например, участники опроса отмечают, что в некоторых странах важность очного общения для ведения бизнеса сохраняет приоритет. Российские исследования потребительского поведения показывают, что офлайн-шопинг будет также распространен и после отмены ограничительных мер: 54% респондентов ответили, что обязательно продолжат покупки в магазинах после пандемии. В целом в мире, по данным некоторых исследований, доля проголосовавших за эту модель потребления составляет только 14%. Именно поэтому придется учитывать культурные и национальные особенности при реализации бизнес-стратегий.

— Какое влияние, по мнению участников исследования, пандемия оказала на расстановку приоритетов в бизнес-стратегиях компаний?

— Более 60% опрошенных отметили, что пандемия выдвинула на передний план необходимость перехода к цифровой, виртуальной модели бизнеса. Руководители компаний планируют в ближайшее время автоматизировать ключевые бизнес-процессы и расширить предложение товаров и услуг через каналы электронной коммерции. Многие респонденты также планируют сконцентрироваться на создании более гибкой рабочей среды (41%), переводя сотрудников на удаленный режим либо привлекая временных работников.

— Каков прогноз динамики доходов компаний?

— Руководители компаний осторожны в прогнозах относительно перспектив роста доходов в будущем году (45% — «не вполне уверены», 15% — «абсолютно уверены»). 65% опрошенных предсказывают снижение темпов мирового экономического роста. Состояние мировой экономики вызывает наибольшее беспокойство в странах Африки, Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

— Какие факторы, по ожиданиям, будут влиять на операционную эффективность?

— Согласно полученным ответам, вопросы развития цифровой инфраструктуры, внедрения гибкого рабочего графика и сохранения благополучия сотрудников станут основными на заседаниях советов директоров и окажут значительное воздействие на бизнес-операции, обеспечивая рост бизнеса как в следующие 12 месяцев, так и в будущем. 58% руководителей заявили, что обеспечение безопасности цепочки поставок останется одним из приоритетов. Это будет способствовать росту инвестиций в технологии, позволяющие отслеживать продукцию от производства до доставки и обеспечивающие бесперебойность в коммуникациях заказчиков и поставщиков во время кризиса.

Удаленное сотрудничество, автоматизация и низкая плотность рабочих мест - три главных тренда, имеющих, по мнению респондентов, долгосрочный характер 039_expert_ural_44.jpg
Удаленное сотрудничество, автоматизация и низкая плотность рабочих мест - три главных тренда, имеющих, по мнению респондентов, долгосрочный характер

Респонденты также считают, что пандемия повысила значимость персонала. Меры поддержки работников в этот период предусматривали защиту здоровья и безопасности (92%), обеспечение благополучия (61%) и финансовую поддержку (24%). 42% участников опроса сделали взносы в общественные организации, а почти треть (32%) сократили собственное вознаграждение. Руководители компаний, которым удалось максимально сохранить персонал (36%) и принять меры по защите здоровья и безопасности сотрудников (92%), считают, что это положительно повлияет на долгосрочную репутацию их организации.

— Какие внешние вызовы, риски и ограничения видят участники исследования?

— В 2017 году наши международные эксперты определили пять глобальных вызовов для человечества — они получили название «система ADAPT». Компоненты системы: A — Assymetry (ассиметрия) — растущая разница в уровнях благосостояния; D — Disruption — технологическая и климатическая дестабилизация; A — Age (возраст) — демографические вызовы; P — Polarization — поляризация внутри стран и между странами; T — Trust — падение уровня доверия к институтам власти. По мнению наших коллег, эти вызовы сформируют новый мир к 2025 году. Однако уже 2020 год показал, что пандемия COVID-19 значительно усугубила эти проблемы и выявила необходимость более быстрого реагирования на вызовы ADAPT.

— Как участники опроса оценивают эффективность государственных программ поддержки экономики в пандемию и ожидают ли дальнейшего их расширения?

— Респонденты не ожидают, что государства расширят программы поддержки. Большинство из них (57%) полагают, что государственное вмешательство было временным явлением, даже несмотря на имеющуюся у правительств возможность использовать эту поддержку для восстановления экономики и бизнеса после кризиса. Менее одного из трех респондентов (30%) считает, что государственная поддержка будет устойчивой. Каждый пятый респондент сказал, что отказался от государственной поддержки своего бизнеса во время пандемии.

— Какие элементы станут основой долгосрочных бизнес-стратегий компаний?

— Судя по результатам опроса, бизнес-лидеры намерены одновременно поддерживать текущую деятельность компаний и фундаментально заниматься переосмыслением стратегии на будущее. Это необходимо, чтобы быть готовыми к перестройке бизнеса в совершенно новых для мира условиях. При разработке этих долгосрочных стратегий придется принимать во внимание и множество внешних факторов, в частности, изменение климата и геополитической обстановки. Мы в последние десятилетия живем в условиях глобализации. Но сейчас каждые двое из пяти руководителей (39%) считают, что в будущем произойдет долговременный сдвиг приоритетов в сторону ведения деятельности внутри стран с опорой на собственные силы.              

Новости партнеров

Реклама