Реальность в цифре

Цифровая трансформация высшей школы должна опираться на стратегии, кейсы и новые компетенции

В 2019 году УрФУ стал одним из победителей конкурсов Минобрнауки на разработку и внедрение модели цифрового университета и создание международного научно-методического центра для распространения лучших практик подготовки кадров в области математики, информатики и технологий

6 марта вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки ввести во всех российских вузах должность проректора по цифровизации. С таким заявлением чиновник выступил на совещании по развитию сферы высшего образования. «Мы провели масштабную встречу, в которой участвовало онлайн и лично около 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей федеральных органов власти. Обсуждались очень важные вопросы, в том числе и подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается сейчас правительство. Основа ее — это, конечно, кад­ры. И очень важные решения были приняты. Основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

Сейчас вузы разрабатывают программы цифрового развития в рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий. Главный целевой индикатор — внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На рынке стали появляться программы магистратуры полностью в онлайн-формате, пока как единичный продукт. В этом году УрФУ запускает первую онлайн-магистратуру по управлению территориями в России и СНГ.

По данным ТАСС, в 2020 году 44 подведомственных Минобрнауки РФ вуза разработали программы цифрового развития и получили поддержку, в 2021 году планируется, что более 90 университетов подключатся к инициативе. Минобрнауки России также ведет работу по развитию государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда». По результатам 2020 года на портале предоставлен доступ к более 1,8 тыс. онлайн-курсам, подключено 47 платформ онлайн-обучения, 140 вузов. За время работы портала зафиксировано более 7 млн обучающих сессий, их совершили более миллиона человек.

Как трансформировать высшую школу, создать новые условия для взаимодействия студентов и преподавателей, развить виртуальную академическую мобильность?

Сопротивление бесполезно

В начале пандемии ведущие вузы России предоставили бесплатный доступ к более чем 630 курсам по различным направлениям. Это, по мнению вузовского сообщества, свидетельствует о том, что высшая школа успешно трансформируется. «Россия очень серьезно опережает остальной мир по развитию онлайн-обучения, и это можно объяснить нашими территориальными особенностями. В то же время для ряда российских вузов характерно серьезное сопротивление внедрению цифровых технологий. Слабые преподаватели, которым студенты уже сейчас предпочитают их “цифровых конкурентов” — преподавателей ведущих вузов, утверждают, что дистанционное образование не является качественным, и тем самым пытаются сохранить свои позиции», — заявил на международной конференции eSTARS ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

— Переход на дистанционное обучение в период пандемии показал, насколько учебные заведения и студенты готовы к такому формату работы. Кроме технических моментов, пришлось столкнуться с вопросом цифровых компетенций, — прокомментировали «Э-У» в Минцифры. — У преподавателей, методистов и студентов появится возможность повысить цифровые компетенции на обучающих программах, которые реализуются в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Для студентов и аспирантов будут реализованы специальные мотивационные программы, они коснутся изучения новых технологий, искусственного интеллекта, основ кибербезопасности.

В УрФУ, например, уже разработана система стандартов по цифровым компетенциям преподавателей и научных сотрудников. В ней несколько уровней, соответствующих европейской шкале освоения иностранных языков, от А1 до С2: А1, А2 — базовые, В1 и В2 — продвинутые, С1 и С2 — экспертные. Уровень зависит от преподавателя и степени освоения им цифровых компетенций. Так, для переноса своего курса в дистант особые компетенции не нужны — просто делай презентации и показывай их через систему вебинаров.

С этим способна справиться большая часть преподавателей. Но если есть желание создавать более сложные формы коммуникаций, то для освоения компетенций нужно обучение. При этом в университете понимают, что освоение компетенций — длительный процесс: программы рассчитаны на несколько лет.

Если рассматривать прогресс создания цифрового пространства университета в целом, то в УрФУ сейчас более 20% нагрузки реализуется онлайн. На открытой платформе образования (openedu.ru) университет разместил 56 онлайн-курсов. Планируется, что к 2024 году в онлайн должно уйти до 40% учебной нагрузки. 

Дистанционное образование для вузов — это возможность прорваться в будущее, дать более качественное образование, полагает Ярослав Кузьминов: «Для студента вне зависимости от того, где он учится, возможности выбора становятся безграничными. Во все большем числе университетов массовые онлайн-курсы замещают стандартные лекции, и это объяснимо — на такие лекции обычно ходят лишь 15% студентов, а массовые онлайн-курсы посещают все, кто на них записался. Таким образом, освобождается время профессоров, которые после освоения онлайн-курсов студентами могут встречаться с теми из них, кого эти курсы заинтересовали».

Во всех российских вузах будет введена должность проректора по цифровой трансформации. Университеты должны разработать и реализовать программы цифровизации

— В цифровом университете не нужно в строго определенное время посещать лекции, гораздо важнее быть на лабораторных работах. Лекционный и теоретический материалы во многих случаях можно прослушать в удобное для студента время, — подчеркивает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. — Да и взаимодействие с преподавателем зачастую уже станет предметом их взаимного согласования, а не конкретной клеточки в расписании, заданной один раз на весь семестр. Кроме того, цифровой университет — это всегда еще и сетевой университет. То есть, например, обучаясь в УрФУ, благодаря цифровым технологиям часть курсов студент может пройти в других вузах. Это уникальная возможность без особых затрат попробовать культуру и компетенции совершенно разных университетов нашей большой страны.

В 2020 году УрФУ существенно улучшил серверное оборудование и программное обеспечение, модернизировал виртуальное облако. «Очень многое сделано, чтобы даже в экстремальных условиях пандемии образовательный и научный процесс не прерывался, а развивался стабильно и планомерно, — подчеркивает Виктор Кокшаров. — Если заглянуть в будущее, вся жизнедеятельность университета возможна только в применении цифровых технологий, в управлении на основе данных — кадровых, финансовых, имущественных и т.д. Образовательную сферу тоже уже не представить без онлайн-курсов, виртуальных тренажеров, с помощью которых студенты постигают суть процессов, происходящих на том или ином производстве».

Цифровой тьютор

В Минобрнауки уверены, что цифровая трансформация в вузах должна быть построена на основе конкретных кейсов и проб­лем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, тогда цифровизация вузов будет полезна для всех участников образовательного процесса. Такими кейсами обладают участники завершившегося в прош­лом году проекта «5 — 100» (был направлен на повышение конкурентоспособности ведущих вузов, в программе участвовал 21 университет). Например, программа Томского госуниверситета Presentation skills, размещенная на платформе Сoursera, вошла в топ-20 востребованных курсов «The best online courses of all time», по версии английской поисковой системы Class Central, сообщили в проектном офисе «5 — 100». За три года обучение прошли более 100 тыс. слушателей, желающих улучшить навыки публичных выступлений, — от студентов и ученых до чиновников и бизнесменов.

Самый популярный онлайн-курс ИТМО (также участник «5 — 100») — англоязычная программа «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions», размещенная на образовательной платформе edX. Разработчик курса — единственный в мире вуз, студенты которого семикратно выигрывали самую престижную университетскую олимпиаду по программированию ACM/ICPC. Согласно исследованию edX, слушатели выделяют этот курс ИТМО как наиболее актуальный и востребованный для ИT-специалистов, а также отмечают, что во время обучения к ним вернулась уверенность в том, что программирование может быть интересным.

Еще один пример, приведенный проектным офисом, — сервис «Цифровой тьютор», который разрабатывается в УрФУ. Он призван помочь преподавателям правильно подбирать онлайн-курсы при выстраивании индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Среди возможностей программы — аналитические данные цифрового следа студента, информация о его предпочтениях, успешности и вовлеченности в учебный процесс. Создатели сервиса считают, что встроенная система оценки качества по данным учебной аналитики позволит в дальнейшем авторам совершенствовать контент онлайн-курсов и повышать эффективность обучения.

С учетом особенностей и специфики

По словам Дмитрия Чернышенко, дефицит кадров только по ИT-специальностям превышает 700 тыс. человек, по некоторым другим оценкам — достигает миллиона.

Для обеспечения качественной подготовки кадров, проведения цифровой трансформации, по его мнению, требуется сформировать полноценные стратегии развития.

Стратегии цифровизации вузы активно начали формировать в прошлом году. Как рассказала, например, ректор Курганского государственного университета Надежда Дубив, КГУ в рамках разработки программы цифрового развития в конце 2020 года провел оценку минимального уровня цифровой готовности и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ): локальной вычислительной сети, структурированных кабельных систем, информсистемы сопровождения административно-управленческих функций, цифровых сервисов, контента образовательной деятельности и др. Программа цифрового развития университета на 2021 — 2024 годы разработана с учетом особенностей и специфики деятельности вуза, содержит описание уровня цифрового развития в соответствии с приведенными данными результатов самообследования, проблемно-ориентированный анализ текущего состояния, основные положения и мероприятия, которые необходимо осуществить в целях повышения уровня цифрового развития, а также основные целевые показатели и финансовое обеспечение.

— Стратегия цифрового развития содержит три основных раздела. Первый — совершенствование инфраструктуры, в том числе создание устойчивой и безопасной ИТИ высокоскоростной передачи, обработки и хранения данных, единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета. Второй — внедрение цифровых продуктов и услуг. Третий — кадровое обеспечение процессов цифрового развития: формирование необходимых компетенций НПР и АУП, готовности их к участию в процессах цифровой трансформации, — рассказала Надежда Дубив.

В УрФУ разделяют четыре основных направления цифровой трансформации: развитие цифровых образовательных технологий; повышение компетенций в области цифровой экономики; разработка, внедрение и использование систем управления на основе данных; персонализация образования за счет индивидуальных образовательных траекторий студентов. «Ключевой момент здесь — индивидуализация образования, причем не для отдельно взятых наиболее талантливых студентов, а для всех учащихся вуза. Нужно так выстроить процесс, чтобы студент в зависимости от своей профориентации, личных предпочтений и возможностей получил максимум от обу­чения в университете. И не только в плане навыков, но и с точки зрения будущей работы», — итожит Виктор Кокшаров. 

Цифровизация — основа новой модели образования

В 2020 году университеты разобрались с горящими  вопросами организации удаленной работы и дистанционного обучения. Сейчас им предстоит решить задачи обеспечения информационной безопасности, а также продолжить переход на отечественное ПО, считает менеджер по работе с корпоративными клиентами Softline Виталий Ростецкий

— Использование дистанционных технологий во время пандемии позволило университетам настроить учебный процесс и организовать обучение во время жестких карантинных ограничений. Этот опыт показал, что цифровизация обеспечивает эффективное решение многих задач. В частности, вузы увидели, что дистанционные каналы — это очень хороший инструмент для привлечения студентов из отдаленных территорий.

Удаленка потребовала серьезной перестройки от самих университетов. Не все преподаватели, которые привыкли к офлайн-формату, смогли работать в режиме онлайн. Появились и проблемы, связанные с восприятием информации студентами в дистанционном режиме: снижение концентрации, неумение работать с онлайн-сервисами. Стало очевидно, что нужны технические решения для отслеживания заинтересованности студентов, их поведения во время лекций и проведения экзаменов.

Динамика проникновения новых технологий для обучения в разных вузах неравномерна, и это, по нашим наблюдениям, зависит от многих факторов. Прежде всего это размер ИТ-бюджета учебного заведения. У университетов, которые участвуют в программах «5 — 100», гораздо больше возможностей для инвестиций в новые технологические решения. На территории Урала и Западной Сибири в числе наиболее «продвинутых» вузов можно назвать Уральский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский университет. При этом многое зависит еще и от предыдущего опыта. Меньше проблем с переходом на новый формат испытали вузы, которые активно развивали направление дистанционных и дополнительных образовательных услуг. У них уже использовались онлайн-платформы, был разработан мультимедийный контент, что позволяло активно привлекать студентов из разных городов еще до пандемии. В итоге таким университетам в период изоляции нужно было всего лишь расширить имеющийся функционал и обучить новых пользователей работе с сервисами.

Развитая ИТ-инфраструктура позволила довольно быстро найти ответы на новые вызовы и Тюменскому государственному университету — этот вуз смог в максимально сжатые сроки адаптировать свою ИТ-архитектуру под новые задачи. Руководство ТюмГУ решило установить систему прокторинга одними из первых в России. В проекте приняла участие компания Softline — наши эксперты помогли заказчику подобрать функциональное решение и внедрить его. Кроме того, вуз закупил мультимедийное оборудование для проведения занятий в дистанционном формате, создал несколько студий для записей электронных лекций, курсов, доработал интернет-портал, чтобы студенты и преподаватели могли получить доступ к нужным модулям информационной системы вуза и продолжить эффективное взаимодействие — слушать лекции, консультироваться с преподавателями, получать доступ к учебным материалам, домашним заданиям и так далее. Теперь портал легко масштабировать — добавлять новые модули и разделы.

 Можно утверждать, что большинство уральских вузов к настоящему моменту закрыли «горящие» вопросы перехода в онлайн. Дальнейшие действия будут связаны с повышением уровня обеспечения информационной безопасности.

Однако стоит отметить, что применение новых технологий и форм обучения требует внесения изменений не только в бизнес-процессы вуза, но и во внутренние нормативные акты. На данный момент это одна из главных задач, которую быстро не решить. К примеру, прием экзаменов с применением автоматического прокторинга требует создания новых регламентов, работа с персональными данными — защиты информационных систем в соответствии с 152-ФЗ и нормативного подтверждения этого соответствия. И таких изменений во внутренних нормативных актах учебного заведения достаточно много — все нужно привести в соответствие с требованиями законодательства РФ в сфере ИТ.

Наконец, стоит понимать, что цифровая трансформация вуза — это переход на импортонезависимые решения. Существуют методические рекомендации и план перехода на отечественное программное оборудование, подготовленный Минцифрой специально для министерства науки и высшего образования. Очевидно, что нельзя игнорировать требования регулятора, однако многие вузы все еще не знают, с чего начать.

Первое, что стоит сделать, — провести аудит существующей ИT-инфраструктуры и подготовить дорожную карту по переходу на отечественные решения. Дорожная карта в числе прочего позволит грамотно распределить бюджет в течение определенного периода. Оптимально для проведения аудита и разработки дорожной карты привлечь опытного сервис-провайдера, давно работающего со сферой образования, в этом случае переход на импортонезависимые решения пройдет менее болезненно и с наименьшими человеческими и финансовыми затратами.