Отдыхайте в России, или Как я привез коронавирус из Сочи

Павел Кобер
26 апреля 2021, 00:00
  Урал № 19

Риски приобретения заграничных туров для россиян настолько высоки, что лучше остаться на Родине. Однако и это не гарантирует спокойный отдых

Одно из крупнейших металлургических предприятий страны и мира ММК возобновляет экскурсии на свое производство и уже развернуло рекламную кампанию

Такого бардака, который сейчас возник на отечественном туристическом рынке в преддверии майских праздников и летнего турсезона, не наблюдалось никогда. Даже прошлогодней весной, в разгар пандемии, была, хотя и негативная, но определенность: все зарубежные направления закрылись, а летний туристический сезон в России стартовал с опозданием, но в заранее оговоренные сроки. Теперь же туроператоры, авиакомпании, турагенты, а вместе с ними и миллионы потенциальных путешественников полностью дезориентированы. Причем бардак создан не ковидом, а искусственно (целенаправленно или по глупости — предмет отдельной статьи, возможно, не только журнальной). Как метко и интеллигентно выразился один из пользователей Facebook, одномоментно лишившийся путевок в Турцию сразу на пятерых членов семьи, в России всегда на один форс-мажорный фактор больше.

И снова в бой

Напомним, сумасшествие началось 12 апреля, когда правительство России объявило о приостановке авиасообщения с Турцией и Танзанией на полтора месяца — с 15 апреля по 1 июня 2021 года. На этот период отменены все чартерные и регулярные рейсы, кроме обратных, на которых уже вылетевшие российские туристы (почти 30 тыс. человек) смогут вернуться на Родину, и двух регулярных рейсов на взаимной основе сообщением Москва — Стамбул. Естественно, правительственное решение принято с трепетной заботой о здоровье граждан России. Оказывается, в Турции обострилась ситуация с коронавирусом, а в Танзании — выявлены единичные случаи малярии. Только вот малярия в Танзании была всегда, и в прошлом году это федеральных чиновников совсем не беспокоило, а обострение ситуации с коронавирусом в Турции произошло как минимум двумя месяцами ранее — в феврале. По крайней мере, за это время можно было предупредить туроператоров воздержаться от заказов чартерных рейсов и продажи туров в эти страны. Но мы не ищем легких путей, наша тяга к чрезвычайщине неистребима.

В итоге без отпуска на теплых курортах остались свыше полумиллиона российских туристов: по данным Forbes, на период указанных ограничений путевки в Турцию забронировали 533,2 тыс. граждан России на сумму 32 млрд рублей. Доля уральских путешественников на турецком направлении составляет традиционно 8 — 12% общероссийского потока, то есть среди пострадавших их примерно 50 тысяч.

В качестве альтернативы заразным странам предлагается отдых на российских курортах, естественно, абсолютно безопасный. Ну-ну. Автор статьи, будучи патриотично настроенным туристом (а также по причине скромных накоплений), в январе этого года провел отпуск с ребенком в Сочи. Сразу после возвращения домой почувствовал недомогание, сдал тест на ковид, результат — положительный. Сочинские власти отчитались, что в новогодние праздники не было зафиксировано ни одного случая заболевания коронавирусом в организованных средствах размещения. Вместе с тем свидетельствую: масочный режим в общественных местах на курорте соблюдается значительно менее строго, чем, скажем, в Екатеринбурге. За восемь дней пребывания в Сочи мне ни разу не предложили измерить температуру, а маску попросили надеть только при входе в аэропорт и огромный торгово-развлекательный центр. Абсолютно все экскурсии проводятся без масок, не требуют надевать маски в отелях и кафе.

Соблюдать социальную дистанцию в полтора метра где бы то ни было в Сочи вообще не рекомендуется, иначе рискуете постоянно оставаться в хвосте очереди.

Но вернемся к летним перспективам.

В числе туристов, забронировавших отдых в Турции, оказался и президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев, однако себя и других туристов он пострадавшими не считает:

— Всех планово вывезут без проблем, никто там не плачет. А у тех, кто не успел улететь, средства останутся на депозите. Я и сам оказался в числе этих туристов. Надеюсь, что все, кто приобрел туры и не смог ими воспользоваться, ничего не потеряют. Сложнее всего будет тем, кто полетел транзитом через Стамбул и оказался в третьей стране. Там есть определенные проблемы с возвращением. Потери могут быть у операторов и авиакомпаний. Но эти операторы лишь условно российские, на самом деле у них турецкие собственники. Они действовали на свой страх и риск, поскольку уже за неделю до запрета полетов было понятно, что ограничения неминуемы.

Тем не менее расходы туроператоров также оцениваются в миллиарды рублей, и если крупные компании уйдут с российского туристического рынка, то вообще никто никуда не полетит. Осознавая это, правительство РФ, как водится, в авральном порядке, утвердило дополнительные меры поддержки туроператоров в сфере выездного туризма. Среди них — продление отмены взносов в резервный фонд объединения туроператоров (ежегодно взносы для каждой компании составляют от 50 тыс. до 500 тыс. рублей) и уменьшение размера отчислений в фонд персональной ответственности.

Если не Турция, то что?

Что делать в таких условиях несостоявшимся туристам, у которых зависли средства на счетах туроператоров, а также миллионам российских граждан, надеющихся хоть где-то отдохнуть в мае или в летние месяцы? Пока выбор крайне невелик. Из Екатеринбурга, например, есть прямые заграничные рейсы в Киргизию и Армению. Правда, море в этих странах можно искать до конца летнего турсезона, а пляжный отдых на озере Иссык-Куль начинается лишь в июле. Армения разработала комбинированные туры в партнерстве с соседней Грузией, добираться до которой из Еревана предлагается самолетом или поездом. Но в этом случае теряется одно из главных конкурентных преимуществ Грузии — недорогой отдых. Летают самолеты из Екатеринбурга также в Дубай, однако в связи с устранением турецких конкурентов отели из ОАЭ подняли цены до небес.

Ситуацию может спасти египетское направление, которое раньше было действительно массовым. В российском МИДе на днях сообщили о скором открытии чартерных рейсов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Туристы и туроператоры ждали этого события шесть лет, но все произошло в традиционном авральном режиме. Причина якобы в том, что Египет лучше других стран Африки и Ближнего Востока справляется с пандемией. И теперь уже туроператоры ломают голову над тем, как бы запустить туристические программы как можно скорее. Злая ирония в том, что Египет — преимущественно не летнее направление отдыха (для неизбалованных солнцем и теплом россиян летняя африканская жара может стать убийственной и страшнее малярии), но в туротрасли рассчитывают начать полеты после майских праздников.

— На это уйдет две-три недели, но после официального решения об открытии этих аэропортов, — прокомментировал вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. — Нужно сформировать полетные программы, подписать конт­ракты с гостиницами. Продажи будут открыты сразу после снятия ограничений.

С апреля для российских туристов открылась Хорватия. Чтобы попасть в эту страну, требуется помимо визы отрицательный ПЦР-тест на коронавирус либо справка о вакцинации, либо о перенесенном заболевании коронавирусом и наличии антител. Российских туристов с мая планируют принимать Израиль, с июля — Словакия и Италия. Важно отметить, что представители туриндустрии этих и многих других стран дальнего зарубежья связывают открытие границ для туристов с введением ковид-паспортов. Так что нашим гражданам, желающим отдыхать за границей, придется озаботиться оформлением таких документов, хотя против этого уже высказались федеральные чиновники и пока совершенно непонятно, кем и как будет проводиться данная процедура.

Болгария в этом году летний туристический сезон начнет на месяц раньше — с 1 мая, помимо пляжного отдыха и оздоровительных туров, эта балканская страна готова предложить юным россиянам отдых в детских лагерях. В этой связи при ассоциации «Турпомощь» создана рабочая группа, которая будет заниматься восстановлением международных детских туристических поездок. Впрочем, детский отдых в последнее время активно развивается и в российских регионах (см. «По законам Ребячьей республики», с. 14).

— Детский отдых нужно сделать максимально доступным, — заявил президент Владимир Путин в президентском послании Федеральному собранию 21 апреля. — В этой связи предлагаю в текущем году возвращать половину стоимости путевки при поездке детей в летний лагерь. Нам нужно сформировать дополнительные возможности для студенческого туризма и уже в этом году запустить здесь пилотные проекты, включая проживание в университетских кампусах и общежитиях в других регионах для студентов, которые летом отправятся путешествовать по стране.

Еще одно предложение в сфере туризма от главы государства — по меньшей мере до конца года продлить программу, по которой гражданину возвращается 20% его затрат на туристические поездки по России. Максимальная сумма субсидии за одну поездку — 20 тыс. рублей. Пока кешбэк начисляется на путешествия, планируемые до 30 июня 2021 года. В программе участвуют все регионы России. Тут заметим, что и без туристического кешбэка российские граждане уже смели все более-менее привлекательные туры по стране на ближайшие месяцы. И это при том, что в условиях ликвидации приемлемой зарубежной альтернативы отдых в дыму Отечества резко подорожал примерно в полтора раза.

Внутренние резервы

В этом турсезоне территории Урала и Западной Сибири достойно представлены на сайте Мирпутешествий.рф, где собственно можно выбрать и заказать тур по государственной программе туристического кешбэка. Перечислим предложения, показавшиеся нам наиболее интересными: тур из Челябинска «Аномальное ожерелье Южного Урала» с посещением трех заповедников, подземных рудников, «марсианской» Ржавой долины и карьера «Русское Бали» (еще недавно здесь добывали белоснежную каолиновую глину для производства фарфора и керамических изделий, а теперь в этом месте можно увидеть «лазурное море», не выезжая за пределы России); лечебно-оздоровительный тур «Башкирия кумысная»; теплоходные круизы по Южному Уралу «Река Белая — планета Аркаим» и по Западной Сибири «От тайги до Полярного круга» (с ночевкой в чуме, посещением стойбища оленеводов, а также городов Сургут, Берёзово, Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск и др.).

Выделим также активное развитие на Урале такого интересного направления, как промышленный туризм, хотя он пока и не представлен в программе туристического кешбэка. На днях Магнитогорский металлургический комбинат — крупнейший в Уральском регионе производитель стали — объявил о возобновлении экскурсий на основное производство. Посетить ММК можно всей семьей, включая детей с шести лет. Отметим, что в мае стартует дотационный авиарейс Екатеринбург — Магнитогорск, в ближайшей перспективе эти два города также соединит маршрут скоростного электропоезда «Ласточка».

— Свердловчане очень любознательны и готовы путешествовать по России, но, к сожалению, Свердловская область туристам интересна не в том объеме, на который мы хотели бы претендовать. По въездному туризму мы занимаем очень скромное место, уступая и челябинцам, и тюменцам, — сетует Михаил Мальцев. — В Екатеринбурге имеется и международный аэропорт, и великолепное гостиничное хозяйство, но у нас практически отсутствует загородная туристическая инфраструктура, развивать ее не позволял инвестиционный климат. Этот провал может отбросить нас в захолустье внутреннего туризма. Раз уж так случилось, то предлагаем развивать межрегиональные туры: при­возим туристов в Екатеринбург, отводим им условно три дня на экскурсии по городу и расположенным поблизости достопримечательностям, а потом пусть отдыхают на Южном Урале.

Что касается отдыха в нашей стране, то создается стойкое ощущение, что отечественная туриндустрия попросту не в состоянии переварить резко увеличившийся спрос туристов на качественный отдых, преимущественно на морских курортах. Впрочем, у российских граждан всегда есть альтернативы организованным турам. Первый вариант — автопутешествия, которые в последние годы набирают все большую популярность. Второй — самостоятельный отдых с приобретением железнодорожных или авиабилетов. Тем более что постоянно расширяется перечень внутрироссийских авиамаршрутов, дотируемых государством.