Игры смелых

Основатель челябинского стартапа «СтендАп Инновации» Дмитрий Андреев нашел уникальную технологию обучения за счет геймификации и превратил ее в успешные и востребованные продукты.

Иногда небольшие команды стартапов способны предложить рынку решения, в корне ломающие традиционные представления. И такие примеры в российских регионах есть. Челябинская компания «СтендАп Инновации» создала уникальные продукты в сфере дошкольного образования с применением интерактивных технологий, основанных на дополненной реальности и цифровом зрении.

Дорога в волшебный мир

Идея пришла к основателю проекта Дмитрию Андрееву, когда его дочь пошла в детский сад:

— Это был 2012 год, когда начался просто взрыв использования гаджетов, все время появлялись новости о прорыве ИТ-компаний. А я увидел, что детский сад не поменялся с того времени, как я туда ходил… Наши дети по-прежнему развиваются по методикам Советского Союза.

В этих методиках всегда было больше развлекательного контента, нежели образовательного. В некоторых прогрессивных учреждениях гаджеты, конечно, были, но дети на них просто залипали, а это опять же плохо для здоровья. И я понял: чтобы мой ребенок и другие дети ходили в детский сад с пользой и удовольствием, надо что-то менять.

Дмитрий тогда только закончил Южно-Уральский университет по специальности прикладная математика и физика, поступил в аспирантуру. И он решил сам попробовать создать продукты, которые могли бы детей увлечь и одновременно научить чему-то полезному.

Например, правильно переходить дорогу — это была первая игра интерактивного комплекса «Играй и развивайся». Ребенок движется по комнате, его движения сканирует датчик, а на экране компьютера или телевизора появляется дорога — создается ощущение, что ребенок участвует в этой реальности. Когда на экране загорается зеленый свет, нужно дорогу перейти.

— Мы не заставляем ребенка рассматривать картинки, заучивать правила, он сам становится действующим лицом. В ходе игры моделируются ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в жизни, и он учится реагировать на них, управляя своим телом. Таким образом происходит обучение в движении, — говорит Дмитрий Андреев.

Эксперименты показали, что идея работает. И детям интересно: они не кубики складывают, а в волшебный мир попадают. И сотрудники детских садов идею оценили. Но найти деньги на запуск пилотного проекта оказалось непросто. Венчурные инвесторы не увидели потенциала роста стартапа из-за за специфики потребителя, предположив, что у детских садов в России просто не будет средств для закупки таких комплексов.

Тогда Дмитрий и три его партнера — Олег Бушуев, Игорь Григорьев и Евгений Коровченко — решили развиваться своими силами. Они воспользовались возможностью создания малого инновационного предприятия в университете, что позволило чуть снизить издержки на старте: структуры получали налоговые льготы.

— На тот момент у нас не было ни специалистов по продажам, ни маркетологов, мы действовали по наитию, создавали программы и пробовали предложить их рынку, — вспоминает Дмитрий.

Опытные инвесторы тогда советовали не концентрироваться на доведении продукта до конца, а максимально быстро предложить его рынку, что Дмитрий с командой и попытались сделать. Они начали рассылать письма в дошкольные учреждения, встречаться с педагогами и рассказывать о продукте целевой аудитории: 

— Реакция была разной. В некоторых детсадах штукатурка отваливалась, им было не до прогрессивных технологий. Но нашлись и те, кому понравился наш подход. Один такой руководитель прямо после презентации сказал: «В течение двух недель заключаем договор».

Параллельно основатели начали выходить на профессиональные площадки. Осенью 2012 года они показали «Играй и развивайся» на конкурсе Imagine Cup компании Microsoft, а в апреле 2013 года стали его финалистами, получив в итоге несколько предзаказов на покупку.

Так Дмитрий убедился, что рынок его идею принял: «Да и по нашим детям мы видели, что это полезно, интересно, и нужно двигаться дальше».

Сами с усами

В 2012 году «СтендАп Инновации» как малое инновационное предприятие получили субсидию от Минэкономразвития на 500 тыс. рублей, и это были единственные привлеченные деньги. Дальше парт­неры решили масштабироваться за счет выручки. Первые продажи появились в сентябре 2013 года: компания через тендеры начала поставлять в детские сады комплект «Играй и развивайся». По итогам 2014 года партнеры таким образом заработали 500 тыс. рублей. К 2020 году выручка выросла до 200 млн рублей. И этой модели Дмитрий Андреев придерживается до сих пор:

— Грантовые деньги расслабляют предпринимателя, по мере их освоения можно создать не тот продукт, который нужен рынку. Мы же все время учились свои идеи визуализировать, дорабатывать, опираясь на оценки потребителей. Иногда сами педагоги подкидывали нам идеи, и это сильно помогало на первом этапе. Мы уже тогда поняли, что не стоит разрабатывать продукт, который мы не сможем продать. Да, без внешних инвестиций мы, может, развиваемся медленнее, но нас постоянно держит в тонусе тот факт, что деньги могут закончиться. А отношение внешних экспертов к нашему продукту еще больше мотивировало. Когда мы искали первые деньги, многие говорили, что у нас рынок узкий, непонятный: «Какие игры, не беритесь вы за это». Честно скажу, задевало. Но мы верили и верим в свою идею.

Сейчас к стартапу большое внимание, и переговоры с инвесторами ведутся постоянно. Однако у Дмитрия Андреева на этот счет своя позиция:

— Привлечение инвестиций означает вхождение в капитал нового партнера, а это всегда риски: сегодня у нас есть взаимопонимание, а через десять лет нет.

У нас было четыре основателя, сейчас мы остались с Игорем вдвоем. Но у нас все прошло спокойно, партнеры просто вышли из бизнеса, посчитав для себя это больше неинтересным. А привлечение внешних инвесторов может привести к конфликтам, это дополнительный риск, и он должен быть обоснован. Пока я вижу, что мы можем масштабироваться за счет собственных средств.

Уверенность строится на том, что есть потенциальный объем рынка. В России сейчас около 45 тыс. муниципальных детских садов и около 15 тыс. частных: «Да, это специфика, есть свои регламенты, СанПиНы, нормы, но это все вопросы решаемые, наше оборудование уже полностью соответствует всем этим требованиям».

Кроме того, компания пробует силы на других географических рынках, уже есть продажи в 11 стран, в том числе Израиль, Японию, Польшу, Америку, Англию. Не так давно Дмитрий презентовал продукты на международной образовательной выставке в Дубае и еще раз убедился в их востребованности.

Конкуренты у челябинских предпринимателей, конечно, имеются, но у Андреева есть что им противопоставить: «На рынке представлены продукты, но их основная функция развлекательная, мы же фокусируемся на образовательной деятельности, а для этого у нас есть главное — собственное уникальное программное обеспечение».

Умная песочница для больших людей

Сейчас в линейке восемь продуктов, у компании 12 патентов, 17 сертификатов на программное обеспечение, в том числе включенных в реестр российских программ Минкомсвязи РФ. В 2019 году «СтендАп Инновации» стали резидентом «Сколково». И все это время компания искала новые идеи для игр. Однажды в сети Дмитрий с командой прочитали рассказ о том, что чешские студенты придумали раскрасить рельеф местности, и партнеры задумались о создании продукта для развития крупной моторики. Так появилась интерактивная песочница. Дмитрий Андреев рассказывает, как она работает:

— Из обычного песка ребенок делает горку, и эта горка с помощью специального прикрепленного вверху проектора превращается в вулкан, из которого идет лава. А если ребенок делает ямку, там появляется озеро с рыбками, а это значит, что ребенок может изучать подводный мир. И это только один из элементов игры. Мы заложили в песочницу множество познавательного контента. В итоге получаем совмещение разнообразных функций — развитие моторики и мыслительных процессов.

Часто нашим детям не хватает движения. Чтобы восполнить этот пробел, разработчики «СтендАп Инноваций» создали интерактивный скалодром. Это настоящий скалодром с классическими зацепами, но игровой — на него проецируется большое дерево с яблоками. Ребенку нужно не просто добраться до верха, но и по пути касанием «собирать» яблоки, причем только, например, красные.

Продукт неожиданно получил распространение как тренажер для реабилитации. Челябинская сеть детских центров скалолазания использует его для малышей с ДЦП и другими нарушениями.

Изначально основатели опирались только на свой опыт, наблюдения и интуицию. Но постепенно стало ясно, что нужно привлекать специалистов. Так в компании появился методический отдел, которым руководит психолог Илона Руднева. В команде есть и психологи, и логопеды, есть даже доктор педагогических наук Ирина Емельянова. Причем Дмитрий стремится вовлечь в работу педагогов с разным уровнем технической грамотности и владения компьютером, объясняя это тем, что нужно создавать продукты максимально простые и понятные:

— Нам очень важно, чтобы ребенок правильно воспринял игру. Поэтому мы иногда идем на очень необычные эксперименты. Например, однажды отправили игры по зимнику в детские сады Якутии. Тогда нам было важно понять, можно ли их использовать без доступа в интернет и даже сотовой связи.

Компания в целом проводит много исследований и тестирований. Это, по мнению Дмитрия Андреева, необходимо, чтобы исправить исторически оставшиеся изъяны дошкольного образования:

— Образование Советского Союза было нацелено на то, чтобы главным образом научить ребенка читать и писать. Наши бабушки и дедушки преподавали с мелом у доски, так до сих пор современные педагоги и преподают. Но образование других стран ушло далеко вперед. И мы видим свою миссию в том, чтобы поменять это, пусть и силами маленького стартапа.

 Но ставит предприниматель перед собой и «взрослые» задачи:

— Мы посмотрели статистику успешных людей, и увидели, что активные предприниматели не отличаются высоким IQ, и образование у них далеко не самое лучшее. Но у них сильно развит социальный интеллект: они умеют понять собеседника, правильно передать ему информацию. Научатся наши дети рано или поздно писать и решать арифметические задачи. Но смогут ли они научиться договариваться при действующей модели дошкольного образования?

Компания решила попробовать создать продукт для прокачки навыка коммуникаций. Интерактивный пол Magium — это большой проектор с программным обеспечением. Он проецирует на пол изображения, и дети выполняют определенные задания, в том числе подразумевающие командные действия. По мнению Дмитрия Андреева, это очень важно не только для детей:

 — Все говорят о том, что экономике нужны сильные стартапы, а их создают смелые люди, которые умеют общаться, не боятся трудностей, и с этой точки зрения нам кажется наш продукт очень полезным для общества. Мы и сами иногда играем на нем и проводим тренинги.

Внутренний мотив

За восемь лет команда «СтендАп Инноваций» доросла до 100 человек. Пришло признание в профессиональной среде: в 2021 году компания вошла топ-10 проектов в сфере образования, Дмитрий Андреев занял первое место в категории «Инновационное предпринимательство» в проекте «Молодой предприниматель России», продукты челябинцев получили международную премию «GESS», организованную Mail.ru.

Но Дмитрия больше мотивирует реальная польза, которую приносят его продукты:

— К одному из наших клиентов пришел ребенок с расстройством аутистического спектра. У аутистов проблемы в том, что они долго адаптируются к новым людям. Но этот малыш уже на второе занятие пошел обниматься с педагогом. Если получается такой контакт — коррекционный процесс пойдет быстрее.

 Интерактивная песочница в Челябинской области сейчас применяется не только в детских садах, но и в реабилитационном отделении областной больницы. По словам предпринимателя, через нее прошло больше тысячи детей: «И я горжусь тем, что наши игры помогают детишкам не только развивать навыки, но и поправлять здоровье».

Дмитрий Андреев организовал в Челябинске развивающий центр будущего: «Мы видим образовательные эффекты, дети действительно меняются, потому что они получают возможность одновременно развиваться физически и интеллектуально. Мы делали измерения, у нас дети на 20% быстрее изучают материал, чем в обычных центрах».

Максимальную полезность продукта Дмитрий Андреев считает главным элементом успешности стартапа: «При этом важно все идеи пропустить через себя, потому что все ограничения — внутри нас. Мы постоянно ведем этот диалог с собой, внутри компании, с коллегами, и все время находим какие-то точки роста».

Учитесь ошибаться

— Наша основная задача стать номером один в России, и только потом можно масштабироваться. Чтобы выйти, например, на рынок в США, надо очень хорошо понимать запросы потребителя на этом рынке, иначе полезный продукт не создать, — говорит сейчас Дмитрий Андреев.

А сложнее всего, по его словам, было выстраивать с нуля продажи: «Сейчас у нас есть отдел, где работают профильные специалисты, которые хорошо в этом разбираются, и уже нам говорят, что надо делать с продуктом исходя из запросов аудитории».

 Модели каналов продаж, к примеру, сильно поменяла пандемия. Раньше компания много участвовала в профильных конференциях и выставках, сейчас основной акцент на интернет-маркетинг.

Пробует команда и уникальные пути. В этом году, к примеру, успешно провели конкурс «Математика без тетрадки», где педагогам демонстрируют технологии обучения детей в подвижной форме. В марафоне приняли участие больше десятка стран.

Дмитрий Андреев убежден, что экономику будущего, не меняя подходы в дошкольном образовании, не создать:

— В обществе все больше ощущается запрос на людей, которые не боятся ошибиться. А эта черта формируется с детского сада: сейчас там дети боятся сделать шаг, потому что, если он неверный, их будут ругать. Наша задача — убедить детей в том, что ошибка — это не страшно. Чем ты больше ошибаешься, тем больше твой опыт. Недаром говорят, что предприниматель, который закрыл свой первый стартап, намного лучше, чем тот, кто еще ничего сделал и не закрыл. Мне кажется, если мы научим детей делать правильные выводы, научим ошибаться, то это даст очень большой толчок к развитию предпринимательства.

Ломать стереотип всегда непросто, особенно, если система не готова к восприятию нового. Предприниматель признается, что государственным структурам трудно принимать инновационные решения в области образования, особенно когда их предлагает коммерческий сектор. Но эти сложности, по словам Дмитрия Андреева, преодолимы, когда есть цель и смысл:

— Мы получаем драйв, когда видим, что дети с удовольствием бегут на занятия с нашими продуктами. Родители часто расстраиваются, что ребенок в раннем возрасте воспринимает компьютер исключительно как развлечение и первым делом начинает играть в стрелялки. Мы хотим показать, что компьютер — это инструмент для развития, с его помощью можно получать новые знания, причем без вреда здоровью.