За смесителем не заржавеет

14 февраля 2022, 00:00
  Урал № 7

На российском рынке сантехнического оборудования назревают перемены. Смесители стали объектом обязательной декларации, а значит, поставщикам придется пересмотреть свои взгляды на их качество

Правительство РФ утвердило новый «Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия», который затрагивает 67 групп товаров. В него впервые включена санитарно-техническая водоразборная арматура — краны и смесители. С 1 сентября 2023 года их декларирование становится обязательным. А значит, с полок магазинов должен будет уйти некачественный, а порой и опасный для жизни товар — негерметичный и не отвечающий санитарным требованиям. У производителей и поставщиков продукции пока есть время, чтобы подготовиться.

Продаем больше, чем производим

Российский рынок смесителей живет в общем тренде рынка сантехнического оборудования (включает в себя все, начиная от санфаянса и заканчивая трубопроводной арматурой и радиаторами отопления).

С началом пандемии коронавирусной инфекции оба заметно оживились. Как отмечают в BusinesStat, в период самоизоляции многие россияне активно занялись ремонтом квартир, дачных участков, капитальным строительством. Также в условиях экономической нестабильности часть населения предпочла инвестировать собственные средства в недвижимость. Программы льготной ипотеки и материнского капитала стимулировали спрос на жилье, что также положительно сказалось на рынке бытовой сантехники в целом и смесителей в частности.

— Динамика российского рынка сантехники положительная, в стоимостном выражении он растет, что связано с повышением цен на металл и ростом логистических издержек. В 2021 году в стране было продано около 20 — 30 млн смесителей. Оценки расходятся, так как игроки рынка отмечают наличие большого объема неверно задекларированных поставок. «Неверные» поставки при анализе внешнеторговых потоков нельзя увидеть, однако перекрестные оценки дают основание полагать, что в стране продается больше продукции, чем поставляется и производится официально, — рассказывает руководитель проектов инвестиционно-аналитического агентства «Профессиональные комплексные решения» (ПКР) Екатерина Смазная. — В деньгах объем продаж оценивается в 50 — 60 млрд рублей. Это усредненная оценка, так как цены дилеров, розничных точек и прямых поставок застройщикам и подрядчикам значительно разнятся.

Каждый третий смеситель на рынке — изделие ненадлежащего качества. Корпус может быть сделан из цинковых сплавов или латунного сырья, не предназначенных для применения на питьевом водопроводе

По оценкам ПКР, оснований для сокращения объема рынка нет. Строительство и ремонты продолжаются, переориентирование доходов населения на увеличение комфорта домов, дач и других объектов сохраняется, цены на сырье и материалы, а следовательно, и на готовую продукцию растут. Подъем цен в условиях снижения покупательной способности населения увел спрос в более низкие ценовые сегменты. «Самый востребованный сейчас — средненизкий», — отмечает Екатерина Смазная.

Российский рынок перенасыщен различными игроками и торговыми марками (доли даже у самых крупных компаний не более 5 — 10%), однако в нашу страну смесители в большинстве своем импортируются. Основные поставщики (63%) — Китай, Германия, и Беларусь.

Участники рынка отмечают, что производство в России — это, скорее, сборка товара из привозных комплектующих.

— Трудно назвать это действительно отечественным производством, — говорит председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники (АППСан) Игорь Георги. — Основная деталь смесителя — его корпус. И на территории РФ нашей ассоциации не известно ни одного производства, где бы они отливались. Есть компании, которые заявляют, что делают это, но нам пока не удалось попасть ни на одно из таких якобы существующих производств. Насколько мы понимаем, они импортируют корпус, ручки, картриджи, а в России производят конечную сборку: просто прикручивают ручку или маховик изделия.

Смесители по осени считают

По оценкам АППСан, более трети рынка приходится на изделия ненадлежащего качества. Например, их корпуса сделаны из цинковых сплавов или некачественного латунного сырья, которые не предназначены для применения на питьевом водопроводе и не соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм. При этом находится такая продукция как раз в наиболее востребованном низком ценовом сегменте. «Граждане, имеющие невысокий доход, оказываются под самым большим ударом», — отмечает Игорь Георги.

Поэтому не так давно АППСан подготовила в сотрудничестве с экспертным сообществом новые ГОСТы на санитарно-техническую водоразборную арматуру и методы ее испытаний, которые вступают в силу с 1 июня 2022 года. В частности претерпели существенные изменения требования к гигиеническим характеристикам изделий. С одной стороны, новая редакция никак не ограничивает производителей в использовании материалов при производстве смесителей. С другой, предъявляет требование соответствия водной вытяжки из изделия действующим нормам СанПиН. Таким образом, по мнению АППСан, должны обеспечиваться и безопасность изделия для потребителя, и возможность использовать в производстве инновационные материалы и технологии, позволяющие сохранять качество питьевой воды и улучшать потребительские свойства изделия.

Пока эти требования носят лишь добровольный характер. Но после внесения смесителей в перечень продукции, которая подлежит обязательному декларированию на территории РФ, с 1 сентября 2023 года они должны будут пройти испытание в аккредитованной лаборатории на территории РФ и получить декларацию о соответствии. Только после этого их можно будет продавать хоть на полках, хоть в интернет-магазинах.

Как отметили в одной из крупных компаний по оптовой поставке сантехники, на рынок действительно попадало много некачественного товара, в том числе благодаря упрощенной сертификации, которую «достаточно легко приобрести». Хорошо, если в итоге нововведений потребители как на рынке B2С, так и на рынке B2B получат качественный продукт. Возможно, на какое-то время это приведет к дефициту смесителей на внутреннем рынке. Надеемся, до кризиса не дойдет: на волне пандемии производители активно вкладываются в развитие технологической базы, вряд ли кто-то захочет свернуть уже действующее производство.