Минфин разработал комплексный пакет мер, которые по задумке чиновников должны наконец нормализовать ситуацию, сложившуюся на алкогольном рынке.
Во-первых, как считают в министерстве, нелегальный оборот алкоголя обусловлен высокой налоговой составляющей в розничной цене. Например, НДС и акцизы могут составлять 50% в розничной цене бутылки водки стоимостью 80-100 рублей (заметим, что стоимость акциза на водку составляет 32 рубля, а вместе с НДС 35-37 рублей, остальное -- себестоимость и надбавка). Поэтому, по мнению Минфина, дальнейшее совершенствование государственного контроля должно переключиться с задачи повышения собираемости акцизов на разработку комплекса мер, направленных на ликвидацию экономических предпосылок появления нелегального оборота. К таковым Минфин относит наличие налоговых льгот для отдельных видов спиртсодержащей продукции, в частности медицинских препаратов. Поэтому, чтобы навсегда завязать с этой экономической лазейкой, предлагаются кардинальные меры -- исключить все налоговые льготы в отношении товаров, содержащих этиловый спирт.
Большинство экспертов оценивает это начинание негативно. Первый возникающий вопрос: что будет с ценой медицинских препаратов, содержащих спирт, после отмены налоговых льгот? Как рассказал «Эксперту Online» генеральный директор маркетингового агентства Drug-Store Monitoring Group (DSM Group) Александр Кузин, первое, чего стоит ожидать в этом случае, так это повышения цен на медицинские препараты в разы: «Это элементарно приведет к ухудшению лекарственной помощи населению. Нельзя приравнивать налогообложение лекарств к налогообложению алкоголя. Это разные вещи. Почему обычные люди должны страдать? Можно, в конце концов, ужесточить контроль, ввести отпуск по рецептам», -- говорит Кузин. Сейчас, по словам аналитика, спиртсодержащие препараты составляют 3% рынка, или 250-300 млн долларов. Согласен с этим и независимый эксперт алкогольного рынка Александр Сиваков. По его словам, если уж отменять налоговые льготы, тогда надо предложить что-то взамен.
Некоторые, наоборот, считают отмену налоговых льгот разумной мерой. По словам председателя правления Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, таким образом, у недобросовестных производителей пропадет экономический интерес продавать дешевый спирт под видом лечебных настоек.
Второй момент связан с введением минимальных розничных цен. Для того чтобы сделать экономически нецелесообразной продажу продукции ниже рыночных цен, включающих в себя налоги, Минфин предлагает дать полномочия правительству по установлению минимальных цен поставки и розничной продажи алкогольной продукции. В истории регулирования алкоголя такое уже однажды было: «С 1996-го по 2001 год принцип минимальной цены уже действовал. И тогда это работало. Это, конечно, не стопроцентная мера, но в комплексе с другими она работает», -- уверен Шапкин. Однако, по словам Александра Сивакова, нелегальная водка все равно никуда не денется. «Идея неплохая, но и ее обойдут! Будут применять маркетинговые ходы -- три бутылки по цене двух и т. д., то есть эта мера только лишь визуально уберет с прилавков нелегальную водку», -- говорит аналитик.
И наконец, последнее: предлагается ввести ответственность за несоблюдение правил игры на рынке. Например, за несоблюдение минимальных цен предлагается приостанавливать действие лицензий, в том числе лицензий на розничную продажу алкоголя, а за непредоставление сведений в ЕГАИС ввести административную и уголовную ответственность.
Здесь мнения аналитиков сошлись. Во-первых, пока законодательно не закреплено понятие фиксации сведений в ЕГАИС. А если нет определения, то против чего применять уголовную ответственность? К тому же, по словам Сивакова, сама ЕГАИС работает плохо и, по сути, на данный момент является своеобразной формой отчета чиновников перед правительством.