Другая вода

21 декабря 2006, 16:28

Завтра ровно в десять утра первая порция совершенно чистой воды поступит в краны жителей Солнцева. Немного позже такую же воду, то есть очищенную по совершенно новой технологии, получат обитатели Никулина, Ново-Переделкина, Теплого Стана, Олимпийской деревни, проспекта Вернадского и окрестностей Профсоюзной.

Повезло юго-западу столицы! Почему?

Дело в том, что запад, юго-запад и юг Москвы пьют воду Москворецкого водоисточника, значительно более загрязненного: на водосборе Истринского, Рузского, Можайского водохранилищ и далеко, и близко от воды неисчислимое количество дач, вилл, коттеджей. Помимо деревень с частными хозяйствами. Конечно, они сбрасывают свои неочищенные стоки прямо в окружающую среду. А весной во время половодья талый снег смывает со склонов навоз. Все попадает в водохранилища, водная биота, конечно же, частично очищает воду, но в моменты пиковых нагрузок сил у водных животных и растений не хватает. Поэтому на станцию водоподготовки попадает сильно загрязненная вода с резким неприятным запахом. Ну а на двух станциях водоподготовки этой москворецкой воды -- Рублевской и Юго-Западной -- до последнего времени не было способов очистки от такой тяжелой органики. Поэтому из крана весной во время снеготаяния течет такое… такое…, что ни пить, ни мыться не хочется.

«Все хотят, чтобы вода в водопроводе была безупречна», -- говорит глава "Мосводоканала" Станислав Храменков. А тут еще новый Водный кодекс ситуацию испортил: теперь разрешено вести строительство в водоохранных зонах. Документ был подготовлен правительством РФ, подчеркнул Храменков, поэтому никакие усилия "Мосводоканала", включая переговоры с парламентариями всех уровней и фракций, никакое популярное объяснение того, к чему может привести неконтролируемое строительство в водоохранной зоне, которая потому и называется водоохранной, что охраняет водный объект от влияния жизни и деятельности  человека, -- так вот, никакие усилия и попытки не спасли Водный кодекс от правительственных поправок. И даже цепочка Лужков--"Единая Россия"--Госдума не сработала. «Ухудшение воды будет!» -- прогнозирует гендиректор "Мосводоканала".

Новая технология очистки, которая введена на Юго-Западной станции водоподготовки и даст уже завтра принципиально новую воду ряду районов страны, как раз и призвана защитить жителей Москвы от последствий принятия Водного кодекса, признался начальник "Мосводоканала". В результате из 11 млн жителей нашего города 1,5 млн смогут пользоваться очищенной водой. По новой технологии будет очищаться 250 тыс. кубометров воды в сутки. Ну а новая очередь на Рублевской станции к концу следующего года обеспечит живительной влагой еще полтора миллиона человек. Эта станция работает на Кунцеве и окрестностях Ленинского проспекта. Сейчас в Рублеве очищается 250 тыс. кубометров в стуки, в следующем году мощности, работающие по новым технологиям, будут готовить для водопроводов столицы еще 400 тыс. кубометров в сутки.

Но этого на 11 млн маловато! Ведь есть еще Восточная и Северная станции -- они подождут с реконструкцией. Туда приходит волжская вода гораздо более пристойного качества. Берега водохранилищ бассейна Верхней Волги значительно меньше освоены человеком. Поэтому волжская вода, питающая Москву, заметно лучше москворецкой. Ну и к тому же на Восточной с 1998 года работает озонатор. Он чистит воду от цветности, которую дают природные органические вещества верхневолжских болот.  

Итак, в чем новизна нового метода на Юго-Западной станции?

Нет, хлорирование не отменяется. Специалисты говорят, что если воду не обрабатывать хлором, в ней останутся болезнетворные бактерии и вирусы. Озонирование -- жесткое окисление примесей и компонентов -- не заменит хлорирования, подчеркнул Станислав Храменков. Он пояснил «Эксперту Online»: для того, чтобы справиться с запахами во время половодья, несанкционированными аварийными сбросами загрязняющих веществ в водоемы и при этом получить на выходе то, что не противно пить, нужны озоносорбция и мембраны. На Юго-Западной станции как раз и применены эти инновационные технологии. «Мембраны -- тончайшие полиэфирные волокна, через которые не проникнет даже мельчайший вирус. Идет очистка на молекулярном уровне. После того как вода проходит через систему, построенную по новой технологии, ее можно разливать в бутылки и спокойно пить в некипяченом виде», -- уверен гендиректор "Мосводоканала".

Эту технологию внедрила в Москве немецкая фирма, выигравшая тендер. Она будет владеть Юго-Западной станцией десять лет, а потом передаст ее правительству столицы.

Кстати, сколько пьет и льет москвич?

Согласно свежим данным, каждый из 11 млн жителей ежедневно потребляет 280 литров воды в сутки. Отметим, примерно десять-пятнадцать лет назад этот показатель составлял 360 литров. Сокращение потребления Станислав Храменков связывает с массовым введением в столице счетчиков холодной и горячей воды в домах. По его данным, к концу декабря муниципальное жилье будет оснащено такими приборами на 100%. Постановка водных счетчиков в квартирах завершена на 60%. Но ниже 180 литров в сутки в Москве тратить не станут, уверен он: «Менталитет!» Но 280 литров -- это уже хороший показатель с точки зрения экономии ресурса, но совершенно невыгодный "Мосводоканалу". Можно и дальше столько пить и лить. 

Ну а что новенького со стоками нашего большого города?

Две станции -- Люберецкая и Курьяновская -- безостановочно ведут очистку коммунально-бытовых сточных вод от песка и грязи, прежде чем сбросить все это в Москву-реку. По утверждению городских чиновников, на станциях доочищенными стоками заполняют специальные аквариумы, куда впускают стерлядь. Эта рыба используется водоканальщиками как тест на чистоту, ведь она очень чувствительна к качеству воды. Стерлядь чувствует себя хорошо. И бодро рассекает по аквариуму.

Примечательно, что эта доочищенная вода составляет половину объема стока Москвы-реки. Если она такая чистая, то уже давно исправила бы печальную ситуацию качества столичного водотока. Можно ли купаться в черте города? Министр экологии столицы пока не рискнул. Глава "Мосводоканала" тоже. А зря, работа у них такая.