В объезд Евросоюза

Мария Кривых
28 марта 2007, 20:11

В соответствии с немецким законодательством, увеличив свою долю в Volkswagen до 30,9%, Porsche сегодня предложил остальным акционерам компании выкупить их акции. Увеличение доли Porsche в VW означает, что немецкая сторона обрела контроль над концерном и обезопасила себя от иностранных инвесторов, которые с нетерпением ожидали отмены "фольксвагеновского закона" по инициативе Евросоюза.

Немецкий производитель спорт-каров Porsche сделал официальное предложение о поглощении крупнейшего автостроительного концерна Европы - Volkswagen, предложив акционерам германского автопроизводителя 65,45 евро за каждую привилегированную акцию и по 100,92 евро за каждую обыкновенную акцию. Таким образом, Porsche оценил Volkswagen в 35,8 млрд евро. Предложение о поглощении должно было неминуемо последовать после того, как на днях Porsche увеличил свою долю в Volkswagen на 3,6% и стал главным акционером компании (Porsche владеет теперь 30,9% бумаг VW). Согласно немецкому законодательству, если доля одного из акционеров составляет 30% и более, то он обязан сделать предложение о поглощении компании, то есть предложить остальным акционерам выкупить их ценные бумаги.

Производитель спорткаров сдержал свое слово, предложив за акции VW минимально возможную цену,  ниже рыночной. При этом, если кто-то из акционеров согласится продать свои акции по невыгодной цене, Porsche, естественно, обязан будет их купить. Компания даже взяла для этого кредит - консорциум банков и кредитных учреждений предоставил Porsche кредит в размере тех самых 35 млрд. евро (46 млрд. долларов).

Отметим, второй по величине акционер VW, правительство Федеральной земли Нижней Саксонии (владеющее 20% акций) уже заявил, что не будет продавать свои акции. С другими акционерами сложнее. По немецким законам компания не обязана публиковать структуру всех своих акционеров. В годовом отчете за 2006 год VW давал такой состав акционеров: частные инвесторы - 35,5%, немецкие институциональные инвесторы - 5,8%, зарубежные институциональные инвесторы - 23,9%. Известно, что по состоянию на октябрь 2005 года сам Volkswagen располагал 12, 97% акций. При этом на них не распространялись никакие права в голосовании, да и c тех пор о судьбе этих бумаг ничего не сообщалось.

Porsche заверил, что «будучи мажоритарным акционером, компания не видит необходимости в поглощении Volkswagen», и по крайней мере сейчас не стремится завладеть контрольным пакетом, превышающим 50% акций. Вроде бы все чисто. Тем не менее, если поверить в нежелание властей продавать свои акции можно, то в нежелание Porsche купить их если не сейчас, то в песпективе верится с трудом. На недавно прошедшем в Женеве автосалоне председатель совета директоров компании Венделин Видекинг клялся и божился, что Porsche намерен ограничить свою долю в VW в пределах 30%. А в итоге и этот рубеж был легко преодолен.

Porsche является крупнейшим акционером Volkswagen с сентября 2005 года, и за все это время компания не переставала наращивать свое участие в акционерном капитале немецкого гиганта. И вряд ли перестанет – ведь VW и Porsche не просто партнеры, хотя с сотрудничеством у них все в порядке – еще до 2005 года VW являлся важным партнером Porsche, поставляя комплектующие для трети всех продаваемых Porsche автомобилей. Компании совместно разработали три модели – Cayenne, Touareg и Q7, а также производят гибридные двигатели. И это только основные проекты компаний. Важно, что в судьбах VW и Porsche одну из главных ролей играет династия.

Porsche управляет семья Фердинанда Пьеха (владеет 13% акций компании), внука знаменитого Фердинанда Порше - основателя компании Porshe, а также создателя первой легковушки Volkswagen. Пьех также является главой наблюдательного совета Volkswagen. Отправив в отставку президента компании Бернда Пишетсридера в феврале 2007 года Пьех буквально навязал VW свою собственную кандидатуру на пост главы Наблюдательного совета. Причем несмотря на протест правительства Нижней Саксонии. «Речь идет не о том, чтобы знать, что будет происходить в ближайшем будущем. Речь идет о строительстве династии, о людях, которые размышляют о семейном деле веками», резюмировала намерения Фердинанда немецкая The Financial Times Deutschland.

Однако дело о VW и Porshe выходит далеко за рамки коммерческой сделки и амбиций одного человека. Как сказал в интервью газете Bild Венделин Виндекинг, «если инвестиционные фонды разрушат VW, мы можем потерять нашего самого важного партнера». 

Напомним, в феврале этого года генпрокурор Европейской судебной палаты потребовал признать «Закон о концерне Volkswagen» недействительным.  «Фольксвагеновский закон», по сути уравнивающий в правах всех акционеров и запрещающий одному из них получать более 20% акций концерна, был принят с целью исключить возможность поглощения Volkswagen иностранными компаниями. Закон уже не первый год подвергается критике со стороны ЕС, по мнению которого, концерн действует на рынке под защитой государства, что является вопиющим нарушением свободы торговли. Окончательное решение Евросоюза по этому вопросу ожидается летом 2007 года, но очевидно, что оно будет положительным.

Между тем, теперь может случиться то, чего так боятся немцы – захват Volkswagen иностранными компаниями. Точнее, могло случиться. Поскольку теперь блокирующим пакетом владеет германская сторона, немецкому концерну серый волк не страшен. На фоне этого слабые препирания Porsche с властями кажутся чуть ли не наигранными.

Скорее всего, неожиданность сделки неслучайна - западные компании и бизнесмены уже замерли в ожидании принудительной отмены «фольксвагеновского закона». В частности, как передает Deutsche welle, буквально за несколько дней до заявления Porsche рынок был взволнован слухами о намерениях американского миллиардера Кирка Керкоряна завладеть пакетом акций и стать главным акционером VW. Тогда легко объяснить, почему еще неделю назад, по словам Видекинга, Porsche не собирался претендовать на превышение 30%-ной доли, а сейчас уже является главным акционером VW.