Десятки тысяч сторонников оппозиции прибыли 11 апреля в Бишкек, чтобы потребовать досрочной отставки президента Курманбека Бакиева. Организаторами протеста стали Народный фронт и движение «За реформы», объединившие в своих рядах несколько партий. Прибывшие поставили на городской площади, вблизи здания правительства, прозванного Белым домом, десятки юрт, в тени которых они спасаются от небывалой для этого времени года жары: в иные дни термометр показывает 36 градусов.
В столицу стянуты милицейские силы и спецназ из южных областей, откуда родом президент Бакиев. Юг продемонстрировал лояльность своему земляку, не поддержав акции протеста, в которых превалируют «северяне». Разделение на «юг» и «север», носившее исключительно социально-культурный характер, все больше и больше внедряется в политику. Правда, и президент, и его оппоненты предпочитают не педалировать тему регионально-клановых различий. Но ни один серьезный анализ политических сил современной Киргизии невозможен без учета регионального фактора.
Картина противостояния внешне выглядит вполне демократической. Оппозиция требует от Курманбека Бакиева конституционных реформ, которые должны урезать президентские полномочия в пользу парламента и правительства. Именно таковыми были предвыборные обещания кандидата Бакиева, в значительной мере обеспечившие ему симпатии избирателей в 2005 году. Но реформы не были начаты, пока в ноябре 2006 года бывшие соратники президента не организовали массовые митинги. Под их давлением Бакиев подписал подготовленный оппозицией вариант конституции. Но спустя месяц вернул себе полномочия, заставив парламент под угрозой роспуска проголосовать за президентский вариант конституции.
Нынешние митинги с требованием досрочной отставки главы государства являются попыткой реванша оппозиции. Президент уходить не собирается, поэтому вновь включился в игру. Для того чтобы ослабить политических противников, он отправил в отставку «своего» премьера, проработавшего два месяца, и пригласил на этот пост умеренного оппозиционера Алмазбека Атамбаева. Другая сторона тоже занимается перетягиванием людей из президентского лагеря. К ней перешли несколько высокопоставленных чиновников, в том числе из Совета безопасности и министерства обороны. Каждый такой переход обставляется громкими разоблачениями сложившейся вокруг президента семейно-коррупционной схемы.
Список «перебежчиков», видимо, будет продолжен. Для тех, кто согласится перейти из оппозиции на другую сторону, освобождаются места в структурах власти. Так, сейчас ожидают, что вместо подавшего в отставку Абдылдаева на пост руководителя администрации президента придет кто-то из видных оппозиционеров. Все эти маневры, в принципе, не выходят за рамки законности. Но поведение противников вызывает вопросы.
Власть и оппозиция действуют схожими методами, словно не чувствуют никакой разницы между собой, словно власть не должна показывать пример правового поведения. В ответ на многотысячные митинги оппозиции президентское окружение созывает антимитинги. Они прошли в южных областях с лозунгами поддержки президента (в последний момент, опасаясь столкновений, решили отказаться от масштабных акций в Бишкеке). Но спецназ с юга был переброшен, в ответ оппозиция вызвала в столицу около 300 спортсменов-конников под видом проведения состязаний. Очевидно, что если власть попытается использовать спецназ для разгона демонстрантов, те призовут на помощь конников. К чему это может привести, понимают обе стороны, как выразился в интервью «Русскому репортеру» руководитель оппозиционного митинга Омурбек Суваналиев, «кыргыз на коне в городских условиях неуправляем».
Тем не менее противоборствующие стороны не готовы хотя бы договориться исключить силовой вариант. И потому игра мускулами, которая в первые дни митингов носила демонстрационный характер, по мере развития событий все больше походит на подготовку к большой схватке.
Сначала МВД решило провести на площади смотр сил. Три с половиной тысячи милицейских сотрудников прошли на площадь якобы для «разводки», что митингующие расценили как начало атаки. Ситуацию с трудом удалось вернуть под контроль. Премьер Атамбаев отчитал министра МВД, тот принес свои извинения. Но вскоре последовали события, которые иначе как провокацией назвать трудно. Молодые люди спортивного телосложения устроили на площади драку, в результате несколько человек получили травмы. Драчунов поймали, и после того как они назвали «заказчиков», их передали МВД. В сообщениях прессы указывается фамилия заместителя министра МЧС Жеенбекова, называются номера автомобилей, на которых приехали организаторы беспорядков. Оппозиция выступила с предупреждением, что все подобные действия снимаются на видеокамеру и будут обнародованы, а виновные понесут наказание.
Напряжение нарастает с каждым днем, несмотря на то, что Курманбек Бакиев уже отправил в парламент вариант конституции, выработанный рабочей группой. Документ мало отличается от «президентского» Основного закона, и даже если будет принят парламентом, вряд ли приведет к компромиссу. Значит, оппозиция продолжит акции протеста. За каждой из противоборствующих сил стоят финансовые и экономические интересы, и нынешний митинговый всплеск демонстрирует, что ущемленные в своих правах элитные группы полны решимости вернуть утраченные позиции.
Каждая из них стремится к монопольному правлению, но особенности киргизского общества, в котором сосуществуют сопоставимые по весовой категории региональные силы, таковы, что ни одна из них не может выйти победителем. В то же время непомерные амбиции, отсутствие политической зрелости элитных групп отодвигает на неопределенное время достижение между ними компромисса. Кризис продолжается, и трудно предсказать, когда и каким образом он будет разрешен.