Курс на Канаду

Москва, 10.05.2007
«Дочка» «Базового элемента», подконтрольного российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, -- холдинг «Русские машины» -- покупает долю в канадском производителе автокомпонентов Magna International за 1,54 млрд долларов.

По соглашению с крупнейшим акционером Magna – компанией Stronach Trust — «Русские машины» приобретут 20 млн голосующих акций класса А по цене 76,83 доллара за штуку. Как рассказал «Эксперту Online» директор по стратегии «Русских машин» Александр Филатов, это будут акции дополнительной эмиссии, которые российская компания приобретет у Stronach Trust. Доли «Русских машин», Stronach Trust и ряда топ-менеджеров компании в Magna будут принадлежать специально создаваемой компании, которую планируется зарегистрировать в Канаде. По словам Филатова, владеть новой компанией «Русские машины» и Stronach Trust будут на паритетных началах. При этом у новой компании над Magna будет «больше, чем контроль». Точная доля участия в капитале Magna не разглашается.

Кроме того, после закрытия сделки Stronach Trust и «Русские машины» получат право выдвигать по шесть представителей в совет директоров Magna. Правда, как пояснил «Эксперту Online» аналитик «Ренессанс капитала» Эдуард Фаритов, из этих шести мест четыре будут заняты независимыми представителями. «То есть фактически людей из "Русских машин" будет только двое. Учитывая, что в итоге "Русские машины" покупают не больше 6% в Magna, поменять там Дерипаска ничего не сможет», -- заявил Фаритов.

Продажи  Magna в 2006 году составили 24,180 млрд долларов. Рыночная капитализация компании на 9 мая составила 8,68 млрд долларов. Котировки акций компании на NYSE после объявления о сделке с «Русскими машинами» выросли на 5%.

Эксперты признают, что приобретение «Русскими машинами» доли в Magna не такая уж большая неожиданность. Олег Дерипаска начал скупать иностранные автоактивы уже давно. Еще в 2006 году группа ГАЗ (входит в «Русские машины») приобрела британскую компанию по выпуску легких коммерческих автомобилей Maxus, а также лицензию на производство легковушек Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Но по сравнению с долей в Magna это небольшие сделки — по оценкам экспертов, они обошлись компании меньше чем в 300-400 млн долларов.

Летом того же года бизнесмен объявил, что намерен преобразовать ГАЗ в международную компанию. Уже в конце 2006 года «Русские машины» и Magna подписали соглашение, предполагающее создание ряда СП, в частности по производству автокомпонентов, а также создание в России логистической сети. Кроме того, в прошлом году Magna заявила о намерении построить в России два завода по выпуску автокомплектующих – в Санкт-Петербурге и Калуге, а также создать ряд СП с ОАО «Русские машины» на площадях ОАО ГАЗ.

Аналитики считают нынешнюю сделку верным и стратегически важным ходом со стороны «Русских машин». «Magna не работает в брендовом сегменте, как известно, она занимается комплектующими. Именно поэтому канадская компания является наиболее защищенным игроком авторынка. А Дерипаске не столь важно владеть брендами. И в сегменте легковых авто для российского бизнесмена интересны именно поставки комплектующих», -- уверен Эдуард Фаритов. Его слова косвенно подтверждает и другой эксперт. Как заявил «Эксперту Online» аналитик ИК «Финам» Константин Романов, эту сделку также имеет смысл рассматривать в контексте диверсификации активов Дерипаски -- сейчас политические риски делают вхождение в капитал крупных зарубежных компаний перспективной стратегией защиты.

Что до Magna, то ее выгода от сделки очевидна: канадцев наиболее интересуют перспективные и активно развивающиеся рынки Китая (там Magna уже может похвастаться успехами), России и Индии. Кроме того, по словам Фаритова, «канадцы уповают на связи Олега Дерипаски в Индии».

Тем временем производство легковых автомобилей в Северной Америке сокращается. А там «живут» весьма крупные клиенты Magna– Ford Motor, General Motors и DaimlerChrysler. И все три автогиганта испытывают серьезные проблемы – Ford подсчитывает все возрастающие убытки, GM уже уступил первое место по мировым продажам Toyota, а DaimlerChrysler мучается с продажей своего убыточного американского подразделения Chrysler. Единственным претендентом на покупку которого, кстати, является Magna.

Кроме того, канадская компания значится в числе потенциальных инвесторов АвтоВАЗа, с которым активно сотрудничает -- в конце прошлого года компании подписали соглашение, предусматривающее совместное создание модели класса С, а также строительство в Тольятти нового автозавода мощностью 450 тыс. авто в год.

Сложив все факты воедино, многие наблюдатели заподозрили Дерипаску в намерении поближе подобраться к Chrysler или, скорее, к АвтоВАЗу. Масла в огонь подливает рассматриваемая «Русскими машинами» возможность покупки румынского автозавода Daewoo (сейчас на 72,4% в госсобственности), двигателями и КПП которого интересуется российская компания. При этом, как подтвердил «Эксперту Online» Александр Филатов, румынская сторона выдвинула условие -- покупателем должен быть автопроизводитель с оборотом не менее 10 млрд евро и объемом выпуска не менее 1 млн машин в год. Такими показателями «Русские машины» не располагают. Суммарная капитализация предприятий, входящих в холдинг, -- 2 млрд долларов (по состоянию на конец апреля 2007 года), объем продаж входящих в холдинг предприятий — более 5 млрд долларов (предварительные данные, 2006 год).  По словам Филатова, сейчас компания рассматривает целесообразность развития сегмента пассажирского транспорта. «Однако пока на 99,9% менеджеры компании сфокусированы на коммерческом транспорте», -- заявил он. При этом если «Русские машины» примут-таки решение приобретать завод Daewoo, то на этот случай «план у компании есть». «Русские машины» не опровергли и не подтвердили информацию о том, значится ли в этом «плане» сотрудничество или слияние с АвтоВАЗом, которое позволило бы Дерипаске «добрать» недостающие им 5 млрд евро.

Однако, по мнению аналитиков, ни приобретение Chrysler, ни слияние с АвтоВАЗом Дерипаске невыгодно. Эксперты настаивают, что подобной подоплеки сделка Magna и «Русских машин» не имеет. «Вряд ли сделка как-то связана с возможным слиянием ГАЗа и АвтоВАЗа. Вхождение РМ в капитал Magna, создание СП и совместное развитие на территории России ориентировано на повышение доходов ГАЗа и его капитализации в преддверии IPO. При этом понятно, что государство не пойдет на слияние активов, опасаясь потерять контроль над АвтоВАЗом, а продавать ГАЗ Дерипаска не будет, так как через несколько лет стоимость компании заметно вырастет», -- заявил Романов. Сомневаются аналитики и в том, что Magna станет иностранным партнером АвтоВАЗа – у нее уже есть печальный опыт работы с производителями, теряющими свою долю на рынке. Вряд ли канадцы будут наступать на одни и те же грабли.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама