Среднеазиатский газовый козырь

Али Алиев
14 мая 2007, 18:31

Энергетический саммит, в котором приняли участие президенты России, Казахстана и Туркмении, подтвердил и укрепил статус России как главного транзитного коридора при экспорте среднеазиатских углеводородов в Европу.

На прошедшей в минувшие выходные встрече на высшем уровне в Туркменбаши (бывшем Красноводске) президенты Казахстана, России и Туркмении определили долгосрочные перспективы сотрудничества по развитию газотранспортных мощностей в Средней Азии. В подписанной тремя президентами совместной декларации, под которой свою подпись накануне поставил также президент Узбекистана Ислам Каримов, лидеры четырех стран подтверждают «совместную заинтересованность в обеспечении надежной транспортировки возрастающих объемов природного газа по территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России».

Речь идет о модернизации Прикаспийского газопровода, по которому в настоящее время прокачивается около 4,2 млрд кубометров в год, в то время как он может пропускать более чем в два раза большие объемы газа. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что строительство нового Прикаспийского газопровода, а также реконструкция и модернизация системы газопроводов «Средняя Азия--Центр» на территории Узбекистана и Казахстана позволят создать газотранспортные мощности в объеме 80 млрд кубометров в год в рамках контракта, заключенного на срок до 2028 года.

В свою очередь, глава Минпромэнерго Виктор Христенко отметил, что на первом этапе реконструкции и развития газопровода в 2009--2010 годах объемы прокачки газа по нему могут быть доведены до 10 млрд кубометров в год. На второй фазе реализации проекта, которая может занять 5--7 лет, мощность газопроводной системы может быть увеличена на 20 млрд кубометров. «То есть 10 млрд на первом этапе плюс еще 20 млрд -- итого 30 млрд кубометров газа в год», -- уточнил министр. При этом, как отметил Христенко, с учетом того, что само направление Прикаспийского газопровода уже используется, ничего сверхъестественного ни с экономической, ни с технической точки зрения в достижении этих показателей нет.

Президенты дали поручение своим правительствам «в срок до 1 сентября 2007 года подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве четырех государств по реконструкции существующей газотранспортной системы и созданию новых мощностей для транспортировки природного газа региона Центральной Азии». Как подчеркивается в документе, в четырехстороннем соглашении должны быть «предусмотрены разработка технико-экономического обоснования, основные характеристики и сроки осуществления проекта, совместные обязательства по созданию благоприятных условий для его экономически эффективной реализации, включая обменные поставки газа» и определены уполномоченные организации.  Практическая реализация проекта должна начаться в первом полугодии 2008 года.

В Москве не скрывают своего удовлетворения достигнутыми на саммите договоренностями. «Итоги трехстороннего саммита и визита, характер и интенсивность обсуждения вопросов превзошли ожидания», -- заявил в субботу журналистам источник в Кремле. «Прагматическое, предметное, конкретное обсуждение не только энергетических вопросов, но и вопросов транспортной инфраструктуры, каспийской проблемы и, что особенно важно, гуманитарного сотрудничества позволяет предположить, что встречи в Ашхабаде и Туркменбаши действительно станут новой отправной точкой в сотрудничестве с Туркменией и в трехстороннем масштабе», -- отметил источник.

Главная цель, которую преследовала Россия, а именно – укрепление позиции нашей страны в энергетическом диалоге со странами Евросоюза – практически достигнута. Строительство нового трубопровода вдоль побережья Каспийского моря, по которому через территорию Казахстана и России в Европу пойдет туркменский газ, несомненно, повысит роль России как главного поставщика энергоресурсов в Европу. При этом перспективы осуществления альтернативного проекта, лоббируемого США и странами ЕС, так называемого Транскаспийского трубопровода, который должен был бы протянуться из Казахстана в Турцию через дно Каспийского моря и территорю Азербайджана и Турции, стали гораздо туманнее. По планам Запада гарантировать себе источники получения нефти и газа за пределами Ближнего Востока, а также оторвать прикаспийские государства от России нанесен сильнейший удар.

При этом Москве пришлось пойти на некоторые уступки.  Она согласилась увеличить транзит казахстанской нефти с Тенгизского месторождения в Новороссийск. До сих пор Россия не шла на расширение этого трубопровода, опасаясь возможной конкуренции между казахстанской и российской нефтью, которая танкерами экспортируется через перегруженный Босфор на западные рынки. Это нежелание России побудило консорциум, эксплуатирующий этот трубопровод, рассмотреть возможность использования альтернативного маршрута -- трубопровода «Баку--Тбилиси--Джейхан», по которому каспийская нефть идет в обход России. Российский президент также согласился на участие Казахстана в эксплуатации контролируемого Россией 280-километрового трубопровода, который будет построен от болгарского черноморского порта Бургас в город Александруполис на севере Греции.

Реакция Запада на договоренность о строительстве Прикаспийского газопровода оказалась предсказуемо негативной. «Это нехорошо для Европы, она должна диверсифицировать источники своего энергетического снабжения», -- заявил в понедельник министр энергетики США Сэмюэл Бодман. Тем более что российский успех явно контрастирует с мизерными достижениями другого энергетического саммита, который параллельно прошел в Кракове. На нем президенты Украины, Польши, Грузии, Азербайджана, Литвы и представитель Казахстана договорились о создании компании для решения вопросов энергообеспечения, в том числе для реализации проекта «Одесса--Броды--Плоцк» с целью поставок каспийской нефти в Европу. Исследование о возможности реализации этого проекта должно быть готово к началу октября, к моменту, когда в Вильнюсе планируется провести вторую подобную встречу на высшем уровне.

Тем не менее без казахстанской и российской нефти одному Азербайджану, даже при резком повышении им нефтедобычи, заполнить этот нефтепровод вряд ли удастся. Симптоматично, что Казахстан на встрече в Кракове представлял не Нурсултан Назарбаев, а заместитель министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов. Свою позицию казахстанский президент определил в марте этого года, когда заявил о необходимости привлечь к проекту «Одесса--Броды--Плоцк», который может начать реально работать в 2010--2011 годах, и российские структуры, так как дополнительные объемы нефти из Казахстана пойдут в этом случае и через Россию. При этом он указывал также на то, что транспортировка нефти по маршруту Одесса--Броды--Плоцк обойдется в 58 долларов за тонну, что на 24 доллара дороже, чем по российскому КТК.

Большинство аналитиков придерживаются мнения, что договоренность России и среднеазиатских стран о расширении газопровода «Средняя Азия--Центр» до 90 млрд кубометров газа в год и строительство прикаспийской системы стали залогом укрепления нашей страны в этом секторе на долгосрочную перспективу. Так, Максим Шеин из инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» считает, что «экспортные маршруты и пути поставок формируются на много лет вперед, и если убрать руку с пульса, то через пять лет можно потерять очень много. Эти договоренности являются не текущими целями, а взглядом на долгосрочную перспективу».

Однако аналитик ИГ «АТОН» Артем Кончин напоминает, что Туркмения и Казахстан до конца не отказались от планов строительства в перспективе альтернативной трубы через Азербайджан и Грузию. «Политически сейчас не настолько важна цена на газ, Россия может и двигаться потом в этом вопросе, главное, что труба будет забирать в себя все новые появляющиеся объемы газа, там есть крупные компании, которые будут его добывать. Однако вопрос альтернативной трубы полностью не закрыт. Россия и "Газпром" могут чувствовать себя пока спокойно, но неизвестно, надолго ли», -- отмечает аналитик.