Саркози готовится к победе

Мария Кривых
4 мая 2007, 17:21

6 мая французы выберут нового главу государства. Скорее всего, им окажется экс-глава МВД, фаворит предвыборной гонки с самого ее начала, Николя Саркози. Социалистка Сеголен Руаяль невольно сделала все возможное, чтобы лишить себя победы.

И вот почему. Femme battante (напористая женщина), как ее называют французы, появилась в большой политике неожиданно и относительно недавно. По сравнению с мастодонтом французской политики -- Саркози -- Руаяль показалась легкой, милой, вполне способной вывести Францию на новый уровень. Однако всего за несколько месяцев социалистке удалось продемонстрировать абсолютную политическую бестактность (инциденты с Канадой, Корсикой) и безграмотность (мадам Руаяль даже не в курсе, сколько у Франции атомных подлодок), неспособность отвечать на серьезные вопросы и достойно представлять Францию на международной арене. Ее видение решений насущных проблем французской действительности во многом является либо недоработанным, либо утопическим – предлагая свои «коронные» социальные программы, Руаяль не дает внятного ответа, откуда все это будет финансироваться.

В итоге социалистка стала главной героиней анекдотов, попала в SMS-рассылки с призывом не голосовать за нее и оставить слово Royal лишь в названии пиццы, и принялась пугать французов массовыми беспорядками и чуть ли не гражданской войной, если победит Саркози -- которого если и беспокоят такие «сеголеновские» проблемы, как социальное неравенство и экология, то больше волнуют все же социально-экономические аспекты, миграционная политика и наведение правопорядка в принципе.

Социалисты перегнули: представить себе в случае победы лидера UMP охваченную огнем Францию сложно. Хотя бы потому, что большинство французов отдают предпочтение именно ему. Кроме того, после прошедших позавчера теледебатов между двумя кандидатами рейтинги Саркози только выросли. Правда, лишь на процент-другой. Это мероприятие, финальный аккорд предвыборной агитации перед днем «икс», в корне ситуацию не изменило.

Три последних опроса, проведенных после дебатов, показали один и тот же результат – предстоящую победу Саркози. По данным агентства CSA (опрос проведен специально для газеты Le Parisien и телеканала i-Tele), Саркози поддерживают 53% опрошенных избирателей, Руаяль – 47%. По данным Ipsos и Dell (для SFR и Le Point), за лидера UMP свой голос отдадут 54% французов против 46% за представительницу PS. Еще один опрос провела TNS-Sofres для газеты Le Figaro. Согласно этим данным, у Саркози 54,5%, у Руаяль, соответственно, 45,5% голосов опрошенных избирателей, 90% из которых в целом определились с тем, за кого отдадут свой голос.

Среди неопределившихся – сторонники не прошедшего во второй тур Франсуа Байру, который на днях заявил о том, что не будет голосовать за Саркози. Однако, как видно, такая косвенная поддержка Руаяль не возымела успеха и не очень-то ей помогла. Напомним, в первом туре Байру набрал 18,55% голосов. Он отказался от какого-либо сотрудничества с обоими кандидатами и не дал никаких указаний своим избирателям по поводу предстоящего воскресенья. В итоге пятая часть французского электората (за которую оба кандидата яростно боролись все эти две недели) распределилась следующим образом: 35% избирателей центриста отдадут свои голоса за Саркози, ровно столько же за Руаяль, а 30% до сих пор думают.

Сторонники Ле Пена, набравшего в первом туре 10,51%, в большинстве своем поддержат кандидата правящей партии (58% голосов) и лишь 14% проголосуют за Руаяль (по данным Liberation).

Конечно, от неожиданностей не застрахован никто. Победа того или иного кандидата в некотором смысле будет одинаково спорной. Не секрет, что многие из французских граждан голосуют по принципу «меньшее из двух зол» -- лишь бы не femme battante/лишь бы не «фашист» (так социалисты окрестили экс-министра за предложенные им достаточно жесткие меры в области миграционных и национальных проблем).

Во втором туре прошлых президентских выборов львиная доля французов проголосовала за Жака Ширака по тому же принципу – лишь бы не «сумасшедший», как его неоднократно называли сами французы, радикалист Ле Пен. Только тогда Франция почти не сомневалась (разница в процентах измерялась десятками, а не единицами) и выступила единым фронтом, да и Ширак – политик другого уровня. И если у Саркози есть шанс стать не просто формальным, а духовным лидером Франции, каким был ее нынешний президент, то у амбициозной и слабо подготовленной социалистки – нет. Даже если Бирнамский лес двинется на Дунсинан, и Руаяль получит-таки заветное президентское кресло республики.