Мердок победил

Александр Кокшаров
1 августа 2007, 20:24

После длившихся несколько месяцев переговоров Руперт Мердок договорился о покупке компании Dow Jones & Co, издателя деловой газеты Wall Street Journal.

Ровно спустя три месяца после появления информации о планах News Corporation, принадлежащей Руперту Мердоку медиагруппы, приобрести контроль над Dow Jones, было объявлено, что сделка все-таки состоится. News Corporation заплатит за покупаемую компанию 60 долларов за акцию (то есть 5,6 млрд долларов). Столетний период, в течение которого газета Wall Street Journal, контролировалась одной семьей – семьей Банкрофт -- завершен.

О сделке было объявлено в начале мая – тогда News Corporation предложила 5 млрд долларов. Новости вызвали огонь критики в адрес Мердока лично и методов работы принадлежащих ему телеканалов и газетных редакций. В частности, планам Мердока противились многие члены семьи Банкрофт, контролирующей 64,2% голосующих акций Dow Jones, а также репортеров газеты Wall Street Journal, которые угрожали забастовкой в случае продажи Мердоку. Поэтому между обеими сторонами в течение нескольких месяцев шли жесткие переговоры. В частности, Мердок обещал не вмешиваться в редакционную политику издания, а также активно использовал различия во мнениях внутри семьи Банкрофт. Так, если контролировавшие основную часть пакета голосующих акций старшие представители семьи были настроены против продажи (полагая, что Мердок будет вмешиваться в редакционную политику и испортит репутацию издания), то представители молодого поколения лоббировали заключение сделки. В результате продолжительных переговоров Мердоку удалось склонить на свою сторону часть Банкрофтов, которые контролировали 37% голосующих акций газеты, что оказалось достаточно для заключения сделки.

Как заявил Тони Заннино, президент Dow Jones, «сделка позволит увеличить прибыли акционеров компании. А также сделать компанию и журналистику изданий еще сильнее». Теперь под контроль Мердока попадут вторая самая тиражная из серьезных газет США, основанная в 1889 году Wall Street Journal и журнал Barron’s. В медиаимперию Мердока попадет компания, рассчитывающая несколько биржевых индексов, включая Dow Jones Industrial Average – главный фондовый индекс корпоративной Америки. Кроме того, в рамках Dow Jones действует агентство финансовых новостей Dow Jones Newswires, которое конкурирует с Reuters и Bloomberg. А империя у Мердока уже немалая – боле 100 газет по всему миру, включая американскую New York Post, британские The Sun и The Times, а также телеканал Fox, вебсайт MySpace и издательство HarperCollins Publishers.

По мнению ряда аналитиков, приобретение Wall Street Journal, главного делового издания в Соединенных Штатах, призвано создать почву для запуска делового канала в рамках Fox TV, а также дальнейшей экспансии в интернете. «Бизнес-канал Fox может быть запущен уже в конце этого года, и использование синергии с газетой Wall Street Journal окажется несомненно полезным для репутации и качества продукта на новом канале. Это особенно актуально сейчас, когда границы между печатными СМИ и телевидением постепенно стираются. Ведь многие ведущие газеты кроме новостей на своих вебсайтах размещают видеоролики с комментариями своих редакторов и колумнистов», -- рассказал «Эксперту Онлайн» медиааналитик Брайан Уэйли. Сделка также должна укрепить положение News Corp. за пределами США – Dow Jones издает в Брюсселе Wall Street Journal Europe, а в Гонконге – Wall Street Journal Asia и журнал Far Eastern Economic Review. News Corp. в настоящее время владеет гонконгским каналом Star TV, но за его исключением практически не представлена в Азии.

Еще в мае в интервью Fox News Руперт Мердок заявил, что Wall Street Journal является «одной из лучших газет Америки и мира». Кроме того, газета оказалась финансово успешной. В то время как многие из ведущих мировых газет отмечают снижение тиражей, Wall Street сумела построить успешную систему продаж подписки на свою электронную версию. Кроме того, Wall Street Journal приобрела веб-сайты MarketWatch и Faktiva, которые продают синдицированную финансовую информацию корпоративным подписчикам.

Купив Dow Jones, Мердок планирует превратить Wall Street Journal в главную общенациональную газету США, потеснив с этого пьедестала New York Times, которая давно считается изданием американской элиты. Кроме того, он собирается усилить конкуренцию с Financial Times как на американском, так и на мировом рынке.

Wall Street Journal уже имеет явный численный перевес над своими конкурентами, но собирается также опередить их по влиятельности. Издающаяся медиагруппой Pearson в Лондоне газета Financial Times имеет мировой тираж 460 тыс. экземляров, из которых около 160 тыс. продаются на американском рынке. Общественно-политическая New York Times имеет тираж 1,2 млн экземпляров (1,6 млн экземпляров по воскресеньям). Wall Street Journal имеет тираж 2,06 млн экземпляров (включая европейское и американское издания), из которых 80% продаются на американском рынке. Кроме того, сайт WSJ.Com имеет 930 тыс. платных подписчиков. Что, по мнению нового владельца газеты Мердока, создает серьезный задел для превращения в ведущее издание США и мира.

Правда, ряд наблюдателей опасаются, что Wall Street Journal, став частью медиаимперии Мердока, может «пожелтеть». Как заявил в интервью британскому радио BBC 5 Эндрю Нил, бывший редактор британской Sunday Times (воскресного издания The Times, входящей в News Corporation), Мердок предпочитает прямой контроль над своими изданиями. «Он предпочитает отбирать тех редакторов, которые разделяют его мировоззрение и видение мира. Но когда возникает вопрос по поводу того, о чем у него есть сильное мнение, он обязательно сообщает, что именно он ожидает увидеть от своих редакторов».