Гендиректор уплыл от «Адмирала »

Москва, 02.08.2007
Гендиректор крупнейшего российского судостроительного завода ФГУП «Севмашпредприятие» Владимир Пастухов неожиданно для всех подал в отставку. Его контракт с «Роспромом», в ведении которого находится «Севмаш», был расторгнут 1 августа нынешнего года с формулировкой «по соглашению сторон».

Причиной ухода Владимира Пастухова со своего поста стал срыв сроков исполнения контракта с Индией на модернизацию и ремонт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Временно исполняющим обязанности руководителя Северодвинского завода назначен Эдуард Борисов.

Формально российский авианосец передается Дели бесплатно. Но это лишь часть пакетной сделки общей стоимостью 1,5 млрд долларов. За эти деньги Индия закупила у нас две эскадрильи палубных истребителей МиГ-29К (не менее 20 машин) и четыре МиГ-29КУБ, которые войдут в состав ударной авиационной корабельной группы «Адмирала Горшкова».

Сделка по продаже истребителей и ремонту корабля, заключенная три года назад, установила рекорд как по продолжительности переговоров, так и по объему работ, которые необходимо было выполнить российским предприятиям. Переговоры по авианосцу с переменным успехом продолжались аж с 1995 года. За это время спущенный на воду почти 20 лет назад корабль (тогда он назывался «Баку») успел проржаветь, а все установленное на нем оборудование -- выйти из строя. Российские корабелы именовали его не иначе как «консервной банкой». Поэтому рабочим «Севмашпредприятия» предстояло построить фактически новый авианосец. Причем сделать это необходимо было в кратчайшие сроки -- до конца 2007 года. А в начале 2008 года «Адмирал Горшков» должен сменить название на Vikramaditya и войти в состав ВМС Индии. Но уже сейчас ясно, что в намеченные сроки этого не произойдет.

«Сейчас на предприятии идет переоборудование авианосца, но средств, выделенных на это при подписании контракта, не хватает», -- говорит Эдуард Борисов. По его словам, «уложиться в сроки очень сложно, так как завод строит, по сути, совершенно новый корабль, а от старого используется только корпус».

На модернизацию «Адмирала Горшкова» «Рособоронэкспорт» выделил примерно 750 млн долларов, но сейчас практически все эти средства уже израсходованы. И это легко объяснимо. «Первоначальная цифра была рассчитана лишь после технического освидетельствования состояния корабля, а после того как была проведена дефектация, стало ясно, что средств требуется гораздо больше», -- заявил «Эксперту Online» представитель «Севмаша».

Оговоренные контрактом и реально необходимые объемы закупок некоторых материалов для «Горшкова» отличаются в разы. Так, изначально для модернизации крейсера планировалось закупить 700 км кабелей, но сейчас, по словам представителей «Севмаша», всем стало понятно, что необходимо как минимум 2,5 тыс. км кабелей. В целом же объем работ, который необходимо провести на корабле, был занижен на 70%. Однако руководство «Севмашпредприятия» долгое время заверяло индийскую сторону, которая уже прислала на обучение в Северодвинск членов экипажа авианосца с семьями, да и собственное руководство, что работы идут по графику. Теперь же этот график в лучшем случае растянется еще на три года, и авианосец сможет впервые выйти в море на испытания не раньше 2011 года. Косвенно это подтвердили «Эксперту Online» и на самом «Севмашпредприятии». «Мы, конечно, спустим корабль на воду в конце 2007 года, но передать его Индии в 2008 году, как это планировалось ранее, точно не сможем», -- заявил нам один из руководителей Северодвинского завода.

Впрочем, пускать ситуацию на самотек в правительстве не намерены, так как слишком сильная задержка в модернизации «Адмирала Горшкова» рискует обернуться крупными штрафными санкциями или, что еще хуже, -- потерей контракта на производство палубных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ. «Мы сейчас занимаемся поиском подходящих кандидатур на пост гендиректора "Севмаша", скорее всего, новый начальник у ФГУПа появится в ближайшие две недели», -- заявили «Эксперту Online» в «Роспроме». Наибольшие шансы занять этот пост имеет Николай Калистратов, который руководит сейчас другим крупным судостроительным предприятием Северодвинска -- ФГУП «Звездочка».

Кто бы ни возглавил «Севмаш», он должен будет взять на себя ответственность за действия предыдущего гендиректора перед индийской стороной и, памятуя об ошибках предшественника, найти дополнительное финансирование. Тем не менее если Индия откажет в дополнительном финансировании, «Севмашу» и «Рособоронэкспорту» придется задействовать все имеющиеся в наличии собственные резервы. В противном случае имиджевые и финансовые потери России от срыва контрактов с Индией окажутся куда больше, чем пресловутые 750 млн долларов.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Коронакризис сдувает пузыри. И накачивает новые?
    Мир столкнулся с очередным финансовым и экономическим кризисом. Коронавирус нового типа стал классическим «черным лебедем», предсказать который не мог никто. Однако было много тех, кто был уверен, что рано или поздно кризис наступит, а финансовые рынки рухнут
Реклама