Дебют четырех проектов

Москва, 16.11.2007
Продолжение трассы Москва—Петербург, железная дорога Петербург—Хельсинки, развитие Юга Якутии и освоение недр приполярного Урала – четыре новых проекта инвестфонда РФ.

Вчера правительственная комиссия под председательством министра регионального развития России Дмитрия Козака одобрила софинансирование четырех инфраструктурных проектов с общей суммой инвестиций 1,223 трлн рублей. В том числе 422 млрд рублей – из инвестиционного фонда РФ.

Пока правительственная комиссия, впервые заседавшая под руководством главы Минрегионразвития Дмитрия Козака (напомним, ранее отбор проектов для инвестфонда осуществляло Минэкономразвития), одобрила первый этап реализации этих проектов – составление проектно-сметной документации. Почти для всех требуется проведение больших проектно-изыскательских работ, на эти цели необходимо свыше 90 млрд рублей, из которых 47 млрд рублей будут выделены из инвестфонда. Еще 43 млрд рублей планируется привлечь из бюджетов регионов и за счет частного капитала. «Все проекты одобрены. Ни один не прошел без поправок, но их суть не меняется», – подчеркнул Дмитрий Козак, прокомментировав решения комиссии.

Какие же проекты составят компанию уже реализуемым с помощью инвестфонда? Чиновники выбрали два транспортных и два инфраструктурных проекта. Они уже давно на слуху, поэтому сенсации в их утверждении не было.

Первый из двух транспортных проектов продолжает автомобильную трассу Москва—Санкт-Петербург, строительство участка которой с 15-го по 58-й километр комиссия одобрила раньше. На новом этапе строительство будет вестись на участке с 58-го по 684-й километр. Из инвестфонда на эти цели будет выделено 10,882 млрд рублей.

Второй транспортный проект: организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург—Хельсинки был подготовлен в ОАО «Российские железные дороги» еще год назад, но при детальном рассмотрении не прошел конкурсный отбор и был отправлен на доработку. Проект предусматривает также строительство отдельной железнодорожной ветки для грузового сообщения между портами Усть-Луга, Приморск и Высоцк. В настоящее время подготовлена проектно-сметная документация и проведена ее экспертиза. Из инвестфонда на продолжение работы будет выделено 24,729 млрд рублей. Отметим, что еще в 2004 году РЖД анонсировало грандиозный железнодорожный проект по организации скоростного пассажирского сообщения по маршруту Москва—Санкт-Петербург—Хельсинки. Но в ноябре 2005 года переговоры с Siemens о сборке в России для этого маршрута 60 скоростных поездов зашли в тупик. После РЖД сократило программу закупок с 60 до восьми скоростных поездов, а для маршрута Петербург—Хельсинки был выбран скоростной французско-итальянский поезд Pendolino производства компании Alstom, что значительно ухудшило технические и экономические характеристики проекта по сравнению с первоначальным вариантом. Только теперь это выдается за крупное достижение.

Третий мегапроект – «Комплексное развитие Южной Якутии». С помощью государственных и частных инвестиций планируется создать в самом крупном по площади российском регионе новый промышленный район, включающий Канкунскую ГЭС и кластер промышленных предприятий по переработке полезных ископаемых: природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд. Проект планируется реализовать в два этапа. На первом, в 2008-2009 годах, на выделяемые из инвестфонда средства в объеме 6,62 млрд рублей будет подготовлена проектно-сметная документация строительства Тимптонской ГЭС и Эльконского горно-металлургического комбината, а также создания в регионе необходимой электросетевой, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры. На подготовку проектно-сметной документации строительства Якутского газохимического комплекса, Алданского завода синтетических моторных топлив, Селигдарского горно-химического комбината, Таежного и Тыраннахского горнообогатительных комбинатов, а также Инаглинского угольного комплекса инвесторы (среди таковых – ОАО «Газпром», ОАО «Инвестиционная группа АЛРОСА» и ЗАО «Якутские угли — новые технологии») выделяют еще 2,25 млрд рублей. Точно такая же сумма потребуется на подготовку документации по строительству Канкунской ГЭС. Средства будут выделены из инвестфонда. Начало строительства этой станции запланировано на 2010 год, запуск первой очереди – на 2015 год. Канкунская ГЭС является первой из проектируемых станций Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, суммарная мощность станций которого может составить до 8,5 ГВт.

На втором этапе, в 2010-2019 годах, предполагается строительство всех остальных объектов. Несмотря на очевидную необходимость масштабной индустриализации Якутии, стоит отметить экологические проблемы новых крупных производств. Пока об этом ничего не говорится, но строить заводы, комбинаты и фабрики планируется в районах с пока еще нетронутой природой. А это чревато непредсказуемыми последствиями. Кроме того, энергетические объекты должны создаваться с учетом слабости сетевой инфраструктуры Дальнего Востока. Без строительства новых мощных ЛЭП, которые будут способны обеспечить переток излишков энергии в другие районы ДФО, новые электростанции могут оказаться просто ненужными.

Кстати, федеральные власти также наделили правительство Республики Саха правом координировать проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Это стратегически важное решение, поскольку до этого ответственными исполнителями инвестпроекта были федеральные агентства по энергетике, атомной энергии, железнодорожного транспорта и дорожное. Так, Росэнерго координировало проектирование объектов электросетевой инфраструктуры и Канкунской ГЭС, Росатом – проектирование Эльконского горно-металлургического комбината, Росавтодор – проектирование объектов автодорожной инфраструктуры, Росжелдор – проектирование объектов железнодорожной инфраструктуры. Понятно, что такой разброс создавал ненужные проблемы, связанные с согласованием общего мегапроекта. Теперь всем этим будут заниматься якутские чиновники.

Наконец, комиссия одобрила также выделение 4,862 млрд рублей на мегапроект «Урал Промышленный — Урал Полярный», который предполагает комплексное промышленное освоение Приполярного и Полярного Урала и месторождений залегающих там полезных ископаемых. Освоение этих территорий будет проходить также в два этапа. В рамках первого этапа, уже одобренного правительственной комиссией, будут проведены обобщенная переоценка прогнозных ресурсов и учет запасов твердых полезных ископаемых не только северной части Урала, но и его южной, промышленной части. В частности, будет подготовлено обоснование создания энерготранспортной структуры в неосвоенных районах Урала. По существу, средства, выделенные на проект освоения Приполярного Урала, почти целиком пойдут на геологоразведочные и проектно-изыскательские работы.

Второй этап, который будет рассматриваться в правительстве по итогам подготовки проектно-сметной документации, предполагает развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона, в частности строительство новых железных дорог. Проект предполагает строить железную дорогу Полуночное—Обская (814 км), автодорогу Салехард—Урай—Тюмень (то есть через основные районы нефте– и газодобычи), а также достройку железной дороги Обская—Бованенково (до перспективного района газодобычи), строительство железной дороги Пангоды—Надым—Салехард (снова районы газодобычи) и Коротчаево—Дудинка.

Правительственной комиссией в общей сложности одобрены 16 проектов. Кроме того, на очереди стоят еще шесть проектов, которые уже прошли инвестиционную комиссию и будут рассматриваться на правительственной комиссии. По словам Дмитрия Козака, финансирование начато только по одному-двум проектам. Он связал это с тем, что необходимы некоторые законодательные изменения. «Договорились до конца следующей недели снять эти затруднения. Речь идет о гармонизации Бюджетного кодекса, положения об инвестиционном фонде и закона о концессиях», – пояснил глава Минрегионразвития. Впрочем, самая главная задача, которую предстоит решать новому куратору инвестфонда, – это оперативность финансирования. С которой сегодня, как известно, возникают большие проблемы.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
      Призрак консолидации мирового автопрома появился и в России
    Реклама