Заканчивается посадка на Alitalia

Москва, 13.12.2007
Сегодня итальянское правительство в очередной раз отложило выбор покупателя на 49,9% акций убыточного национального перевозчика Alitalia. Час X назначен на 18 декабря. Список претендентов, как всегда, величествен.

Сегодняшнего решения ждали очень давно – больше года. Позавчера глава Alitalia Маурицио Прато долго разговаривал с премьер-министром Италии Романо Проди, вчера по этому поводу заседало правительство. Но победитель тендера на продажу госпакета в 49,9% так и не назван. Несмотря на то что претендентов – хоть отбавляй.

В октябре итальянский авиаперевозчик вел переговоры с шестью потенциальными покупателями, в том числе и с «Аэрофлотом», но окончательную заявку подали три консорциума: Air France—KLM Group, итальянская частная авиакомпания AirOne и группа инвесторов во главе с итальянским бизнесменом Антонио Балдассаре. Причем главными претендентами все это время оставались и остаются Air France—KLM и AirOne.

Франко-голландская компания является первой в мире авиагруппой по продажам (23 млрд евро за 2006 год), и у нее отличные финансовые показатели (только чистая прибыль в 2006 году составила 891 млн евро, тогда как Alitalia теряет по полмиллиона в год). Поэтому большая серьезная группа могла бы спасти убыточного «итальянского друга» (они находятся в одном альянсе, Sky Team), к тому же, как писали многие итальянские газеты, за французов «болеет» сам Романо Проди. Да и глава Alitalia Маурицио Прато склоняется к французским коллегам. Ему ставят в заслугу привлечение Air France, когда она совсем уже не хотела участвовать в покупке. Причем вчера авторитетная итальянская деловая газета Il Sole 24 Ore написала, что советники Alitalia по продаже этого пакета, Citi и Studio Legale Grimaldi, советуют выбор Air France, и сам Маурицио Прато уже решил «отдаться» французам.

Хотя позиции Карло Тото, главы компании AirOne, и выглядели слабее, нужно отдать ему должное, он всегда ясно заявлял: «Я хочу купить Alitalia и смогу ее вывести из кризиса». И хотя у него совсем небольшая по мировым меркам компания (и поэтому возникали сомнения в его финансовых возможностях), в последний момент он собрал под свое крыло сильный банковский пул (Intesa SanPaolo, Nomura, Morgan Stanley и Goldman Sachs), который готов не только дать деньги, но и войти в капитал Alitalia. Кроме этого, он умеет договариваться с профсоюзами и персоналом (у него никогда не было забастовок!). Потом, за него «болеют» другие политики – такого калибра, как итальянский вице-премьер Франческо Рутелли и, кажется, бывший премьер Сильвио Берлускони.

В общем, маятник преференций качается между этими двумя группами. Причем уже много раз итальянские СМИ давали победу то одному, то другому. Позавчера поддержал Карло Тото и президент Союза промышленников Италии Лука Кордеро ди Монтедземоло. Еще одним сильным шагом накануне стало заявление главы AirOne о том, что он хочет потом провести IPO на все 100% акций компании, при этом постарался понравиться и правительству («это решение примет тот, кто продает», то есть правительство – прим. ред.).

За Тото выступают горой профсоюзы – так как он собирается уволить гораздо меньше людей, чем Air France, кроме того, он не намерен ущемлять главный северный аэропорт Италии – миланский.  Поэтому за него выступают все северные политики и бизнесмены, включая губернатора Ломбардии (области со столицей в Милане) Роберто Формигони.

Вчера глава Air France Жан Сирил Спинетта в интервью Il Sole 24 Ore пытался обьяснить преимущества покупки ими итальянского перевозчика. «Нет причин, чтобы Аlitalia была убыточной компанией», – высказался он, и пообещал поднять ее, как он уже это сделал с КLМ. Но боюсь, что он напугал некоторых политиков, заявив: «Все европейские страны, в том числе и Франция, имеют один главный аэропорт (Hub), и у Италии нет критической массы, чтобы развивать два». Он высказался за единственный аэропорт – римский Фьюмичино. Поможет это ему или повредит, увидим через неделю.

Кстати, в Италии надеялись, что борьба могла бы быть еще более острой. После недавнего отказа British Airways от покупки испанского авиаперевозчика Iberia, в Италии надеялись, что англичане позарятся на Alitalia. Они даже решили перенести срок окончательного решения (хотя Маурицио Прато и заявлял ранее, что «промедление смерти подобно»). Но за это время British Airways так и не решилась, а другой колосс – немецкая Lufthansa успела отказаться. Вчера возник еще и третий претендент – Singapore Airlines, но потом и он вроде бы отказался. Поэтому битвы двух или даже трех гигантов не получилось.

Но интрига осталась. Даже два таких интересных претендента ставят непростую задачу перед итальянским правительством. В первую очередь политическую. А пока Alitalia продолжает снижать качество обслуживания – забастовки, потеря багажа, горе-летчики, расслабленный персонал… Думается, если правительство не решится и 18 декабря, госпакет уже придется отдавать задаром, в хорошие руки.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
  3. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
Реклама