Тува. Перезагрузка

Москва, 14.03.2008
Правительство России вчера рассматривало проблемы одного из самых беднейших регионов страны – Республики Тува.

Эта небольшая территория, входящая в состав Сибирского федерального округа, давно привлекала внимание крупных российских компаний своими угольными и рудными запасами. Но инвесторов отталкивало отсутствие железнодорожной связи Тувы с другими регионами России, а также слабое развитие энергетики региона. Такое положение приводило к тому, что реализация любого крупного инвестиционного проекта влекла неминуемое обременение в виде вложений в транспортную и энергетическую инфраструктуру.

Единственным инвестором, согласившимся на такие условия, до недавнего времени оставалась компания «Лунсин» (дочернее предприятие китайской корпорации Sinopec), пару лет назад выигравшая право на разработку Кызыл-Таштыгского полиметаллического месторождения на востоке республике. Китайские инвесторы согласились вложить в строительство электростанции в полтора раза больше средств, чем планировали инвестировать в месторождение.

Теперь ситуация меняется. В Туве запланирована реализация ряда крупных проектов, способных, по мнению чиновников, превратить депрессивный регион в регион-донор. Самый известный мегапроект – строительство железной дороги Курагино-Кызыл общей протяженностью 460 км и стоимостью около 130 млрд рублей (в том числе 98 млрд рублей – прокладка пути). 50% средств будет вложено Инвестиционным фондом РФ,столько же – Объединенной промышленной корпорацией. Этим частно-государственным партнерством, предполагается, будет снят страх инвесторов перед огромными непрофильными инвестициями. В увязке со строительством железной дороги инвестиционным проектом развития Тувы предусмотрена разработка Элегестского угольного месторождения (12 млн тонн коксующегося угля в год). Стоимость его разработки превышает 131,6 млрд рублей, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда РФ будет вложено 49,3 млрд рублей. Освоение угольного месторождения, как заявил председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол, начнется уже в мае 2008 года.

Кроме того, в Туве начата геологическая разработка Ак-Сугского медного месторождения, содержащего 4,5 млн тонн меди, которое также планируется разрабатывать в близком будущем. Планируется проведение геологической разведки и других рудных месторождений: Кызыл-Чардского месторождение меди, Тарданского рудного узла и Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд. Из проектов, не связанных с транспортом или разработкой полезных ископаемых, Шолбан Кара-оол назвал строительство Кызыльской ТЭЦ мощностью 200-300 МВт и стоимостью около 10 млрд рублей, а также строительство цементного завода  стоимостью до 6 млрд рублей.

«Без помощи федерального центра региону не обойтись. Необходимы реальные инвестиции в регион. В первую очередь, на строительство железной дороги Кызыл-Курагино, создание современного угледобывающего комплекса, комплексное освоение минерально-сырьевой базы Тывы, строительство цементных заводов и других объектов», - заявил вчера председатель правительства России Виктор Зубков. А глава МЧС России, выходец из Тувы Сергей Шойгу предложил создать консорциум по реализации ведущих инвестиционных проектов в регионе, в который войдут федеральные и региональные власти, а также инвесторы, заинтересованные в освоении минерально-сырьевой базы региона. Предложение было принято. А министру регионального развития России Дмитрию Козаку поручили в ближайшие дни сформировать рабочую группу по разработке новой структуры. «Такие компании, как "Базовый элемент", "Норильский никель", "Северсталь" планируют инвестировать туда средства, они готовы там работать. Минрегионразвития и другим ведомствам необходимо срочно провести координацию усилий с правительством Тувы и компаниями, чтобы заработали инвестиции, в том числе Инвестфонд, для реализации всех важнейших проектов», - потребовал Зубков.

Вообщем, на лицо – всплеск инвестиционной активности и интереса к региону со стороны крупного бизнеса. Трудно не согласиться с тем, что все озвученные проекты необходимы и что без них экономика региона вряд ли в ближайшем будущем «поднимется». Так, только строительство железной дороги Кызыл-Курагино – ключевой момент в развитии Тувы, поскольку до сих пор единственная связь с внешним миром республики проходит по Усинскому и Абанскому трактам, переваливающим Саянский хребет. На автотранспорт приходится 99,8% грузовых перевозок в Туве. Водное сообщение имеет только внутриреспубликанское значение, поскольку связь вниз по Енисею преграждена плотинами Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС. Других способов транспортировки грузов в Туве нет. Что касается пассажиропотока, то попасть в Кызыл можно либо на самолете (летают они редко), либо тоже на автомобиле.

Однако у «светлого будущего» Тувы прослеживаются те же самые недостатки, что и у крупных инвестиционных программ, запланированных к реализации в Якутии и Забайкальском крае. Прежде всего, ориентация на добычу сырья дает очень ограниченное число новых рабочих мест. Скажем, разработка Элегестского угольного месторождения даст региону только 5,9 тыс. рабочих мест. Этого не хватит даже для того, чтобы занять всех официально зарегистрированных здесь безработных – их около 30 тыс. человек (11% населения Республики). Кроме того, на новых предприятиях будут работать преимущественно горожане, имеющие хоть какое-то образование и квалификацию, тогда как 80% безработных в Туве – жители сельской местности. В некоторых кожуунах (районах) на одно место претендуют сотни кандидатов. Так что мнение о том, что разработка угольных и рудных месторождений в Туве решит социальные проблемы региона, связанные с безработицей – это заблуждение. Если правительство Тувы всерьез озабочено тем, чтобы ликвидировать безработицу, то главным в программе развития региона должен быть не уголь, а развитие сельского хозяйства и сельских промыслов.

Во-вторых, за громкими лозунгами забывается о том, что строительство только железной дороги – дело отнюдь не быстрое. Прокладка железнодорожного пути через Саянский хребет требует выемки и отсыпки большого объема скального грунта, а также прокладки туннелей и строительства мостов. Согласно проекту 1982 года, на 466 км железной дороги приходилось 16 крупных мостов общей длиной 4,3 км и два крупных туннеля общей длиной 4,1 км. К примеру, туннели на железной дороге Абакан-Тайшет (очень близкая по условиям дорога к трассе Курагино-Кызыл) – Манский и Бурлукский – строили по пять-шесть лет. А Северо-Муйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали протяженностью 15 км строился 24 года! Иными словами, если строительство железной дороги и начнется в 2009 году, открытия движения по ней нужно ждать не раньше 2016-2017 года. А, возможно, и не раньше 2020 года. Понятно, что разработка месторождений в серьезных масштабах не начнется до ввода железной дороги, в итоге результаты главного мегапроекта проявятся уже после того, как нынешние руководители правительства Тувы, России и компаний-инвесторов оставят свои должности.

Наконец, в озвученной программе не слышно ответа на вопрос, что от ее реализации получат коренные жители республики – тувинцы. Выгоды компаний-инвесторов, федерального центра и даже правительства Тувы более или менее понятны, но неясно, как они отразятся на судьбе местной народности. Между тем, по мнению многих историков и политологов, сложившееся мнение о Туве как о спокойной национальной автономии – не более чем миф, основанный на забытых эпизодах недавней истории. Так, только в 1990-1992 году в республике прокатилась волна межнациональных столкновений между тувинцами и русскими. С тех пор волнения утихли, но неизвестно, навсегда ли? Если смотреть на дело с точки зрения рядового тувинца, то предложенная программа выглядит только как очередной этап колонизаторской политики России. Потому любые программы экономического развития республики, с участием крупных компаний и федерального центра требуют определенных мер по примирению и укреплению доверия между народами в регионе. В число мер могут входить извинения за непродуманные решения, масштабная образовательная программа, поддержка тувинского языка и культуры, фольклорных фестивалей и т.д. Но без создания благоприятного климата в межнациональных отношениях, без справедливого разрешения старых обид и обвинений, любая программа развития Тувы только еще глубже вобьет клинья между тувинцами и русскими, и создаст условия для нового витка межнациональных столкновений. Тем более что «светлое будущее», обещанное властями, в связи с долгосрочным характером реализации инвестиционных проектов, наступит явно не завтра. И даже не послезавтра.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама