Ветряные мельницы доктора Рошаля

Евгения Новикова
3 апреля 2008, 18:38

Российское здравоохранение неудовлетворительно и не соответствует Конституции РФ, заявляет детский доктор Леонид Рошаль, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии. По его мнению, сегодня у страны есть деньги и возможности резко улучшить ситуацию в отрасли. Причем прежде всего надо спасать поликлиники, а на врачей-коррупционеров – доносить.

Здравоохранение в стране признано неудовлетворительным и не соответствующим Конституции РФ, заявил детский доктор Леонид Рошаль. Он напомнил, что такую квалификацию состоянию в отрасли дала комиссия Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения, председателем которой он является.

3% ВВП отводится на медицину – «мы на одном из дальних мест». По мнению доктора, отрасли необходимо 6% ВВП. И это не только оценка врачей – коллег по ОП и экспертов. Рошаль рассказал, что и глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова, ранее занимавшаяся расчетами финансов для здравоохранения, «понимает проблему» и «тоже выходит на 6% ВВП».

Комиссия ОП подготовила обоснования увеличения финансирования медицинской отрасли, где наглядно продемонстрировала, как рост вложений влияет на продолжительность жизни, но в зарубежных странах. «Мы никогда не снизим смертность, если будем иметь такое финансирование», – предупреждает Рошаль российские власти.

Между тем в стране есть достаточно возможностей для того, чтобы исправить ситуацию, – необходимы лишь воля и желание. «Сегодня благоприятный момент для России – есть деньги и возможности», – подчеркивает врач.  Поскольку на текущий год бюджет уже есть, то очень скоро ожидать роста вложений не следует. А вот с 2009-го – весьма вероятно.

Главный постулат «Наказов президенту страны», выработанных комиссией по здравоохранению, таков: довести российское здравоохранение до мирового уровня в течение ближайших четырех лет. Отсчет пошел.

Охота на профессионалов

Российское здравоохранение в первую очередь нуждается в техническом перевооружении и подготовке кадров для работы на новом оборудовании, уверен Рошаль. Дело в том, что возможности сегодняшних высоких технологий в медицине не используются в полной мере. Вместе с тем уже сегодня можно в два раза увеличить объем помощи на существующих мощностях – в больницах, медицинских центрах и НИИ. Дело за малым – в отрасли проблема квалифицированных специалистов стоит крайне остро, несмотря на то что медвузы страны ежегодно выпускают и выпускают врачей и медсестер. Но те не идут на работу по специальности в госучреждения. По словам Леонида Рошаля, даже в Москве не хватает 600 педиатров и 1 тыс. врачей скорой помощи. А из 600 тыс. необходимых стране врачей есть лишь 200 тыс.

Выход – в распределении выпускников: «Если они учились за государственный счет, а государство не может их поставить куда надо – это уже проблема безопасности государства. С первого курса со студентами надо заключать договоры о работе в российском государственном здравоохранении. Причем систему распределения нужно начинать уже с нынешнего шестого курса». По словам Рошаля, идея распределения выпускников медвузов была положительно воспринята Дмитрием Медведевым, курирующим нацпроекты. Вместе с тем, чтобы выпускники работали в федеральных и городских больницах и поликлиниках, необходима нормальная заработная плата, а для сельских врачей – еще и жилье. «Госслужащие должны получать на 30-40% больше», – уверен доктор.

Реформа не нужна

Рошаль негодует по поводу попыток разрушить российскую систему здравоохранения, предпринимаемых «молодыми реформаторами» с помощью Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка. Российской медицине не нужна реконструкция, уверен он. Только благодаря тому, что в России «мощная система педиатрии», в 90-е годы не выросла детская смертность – самоотверженные педиатры, несмотря на малые зарплаты и большую загруженность, ухитрились сохранить детское здравоохранение. Медицина для взрослых такого запаса прочности не имела – и пришла в нынешнее отвратительное состояние.

Первый и главный шаг – спасение поликлиник, нижнего звена системы. В недавнем прошлом именно оно подверглось разрушению. После длительного нищенского содержания, когда наконец в нацпроекте «Здравоохранение» нашлись деньги, их направили на повышение зарплат участковым врачам, а специалистов, школьных и детсадовских врачей оставили на прежнем жалованье. В итоге специалисты поспешно переквалифицировались в терапевтов, доктора детских учреждений бросились совмещать ставки. В итоге такой реформы в поликлиниках и больницах конфликты, участковый врач получает 16 тыс. рублей, специалист – 5 тыс., а завотделением, например, травматологии – 6 тыс. Катастрофа!

О морали

Неправда, что без денег невозможно лечиться, заявляет детский врач: «В большинстве медицинских учреждений России работают нормальные доктора, из сотни один-два – хапуги». Но Рошаль работает в детской медицине, а она, как известно, не работа, а призвание. Факты коррупции действительно есть, но это нельзя сравнить с тем, что творится в медицине для взрослых. Повсеместное многоуровневое вымогательство вне зависимости от квалификации медработника – без взятки дежурный не госпитализирует, медсестра ночью не подойдет, врач выпишет без лечения и операции. Кто не сталкивался?

О том, как преодолеть коррупцию в здравоохранении, доктор Рошаль рассказал «Эксперту Online»: «Во-первых, сделать так, чтобы врачам, медсестрам и другому медперсоналу деньги были не нужны. Но говорят, что когда даже денег много, их все равно мало… Во-вторых, вымогателей наказывать. За вымогательство надо судить, надо гнать. Если есть вымогательство, говорите об этом. Говорите народу, чтобы он говорил, чтобы он писал. Да, доносы! Это ужасно, но без этого мы не сдвинемся с места». Он напомнил, что, в частности, для приема такого рода «острых сигналов» от населения столицы первый заммэра Людмила Швецова имеет при себе личный пейджер.

Вместе с тем есть у народа традиция – доктора благодарить, потому что для него, по мнению многих, «денег не жаль». Леонид Рошаль считает, что это – совсем другое дело: «Я был свидетелем за рубежом: перед выпиской приходят и в конвертике денежки дают – какая-то общечеловеческая это вещь. Но одно дело – благодарность, другое дело – вымогательство».