Башкирская паника

Александр Попов
24 июня 2008, 13:36

Крупный политический скандал случился в Республике Башкортостан, чрезвычайно закрытом и своеобразном регионе. Президент РБ Муртаза Рахимов отправил в отставку руководителя своей администрации Радия Хабирова, который долгие годы оставался последним противовесом укрепляющему свои позиции в регионе сыну главы Башкирии -- Уралу Рахимову.

Хабиров отстранен от исполнения обязанностей на период проведения проверки достоверности и полноты сведений, представленных им в декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Свое распоряжение Муртаза Рахимов подписал еще 22 июня. Проверка поручена республиканской антикоррупционной комиссии и должна быть проведена в течение месяца. Сам отсавник назвал решение абсурдным и пообещал оспорить такую формулировку в суде.

Примечательно, что отставка Хабирова и начало проверки практически совпали с его уходом из администрации президента Башкортостана в администрацию президента России, где Хабиров должен был занять пост первого замначальника управления президента РФ по внутренней политике (его начальником стал бы Олег Говорун). Однако формулировка, с которой Хабиров отстранен от работы в Башкирии, ставит крест на его новом назначении. Во всяком случае, до завершения проверки.

Радий Хабиров родился в 1964 году в деревне Сайраново Ишимбайского района Башкирии, окончил Башкирский государственный университет, где потом много лет работал старшим преподавателем, доцентом, заместителем декана юридического факультета и директором института права. Является кандидатом юридических наук и имеет почетное звание «Заслуженный юрист РБ». Главой администрации президента Башкирии Хабиров был назначен в сентябре 2003 года. Он также являлся председателем совета по местному самоуправлению при президенте республики. И долгое время оставался практически единственным политическим противовесом сына главы региона Урала Рахимова, под контролем которого находится большая часть экономики Башкортостана (в частности, республиканский ТЭК). К примеру, в период формирования списков на выборах в Госдуму РФ и госсовет республики в декабре 2007 года и марте 2008 года Рахимов и Хабиров отстаивали разные кандидатуры для включения в списки «Единой России». В результате соотношение избранных депутатов в местный парламент оказалось примерно равным, однако в целом Урал Рахимов сумел получить контроль над этим органом власти.

С начала этого года по региону ходили упорные слухи, что перевод Хабирова в администрацию президента РФ – первый этап подготовки этого чиновника к возвращению в РБ уже в качестве президента республики. Именно опасением, что ситуация может развиваться по такому сценарию, и можно объяснить формулировку указа Рахимова об увольнении руководителя своей администрации. «Видимо, Хабирова хотят лишить потенциальных московских позиций, не хотят его усиления или, возможно, даже намерены воспрепятствовать его трудоустройству в Москве. Пока с такими формулировками еще никого из чиновников не увольняли», – заявил в интервью «Независимой газете» аналитик татаро-башкирского радио «Свобода», член президиума исполкома Конгресса татар Башкирии Карим Яушев.

Столь срочная отставка, по оценке местных наблюдателей, вызвана в большей степени эмоциональными причинами. Слухи о будущей политической карьере Хабирова были только слухами, однако Муртаза Рахимов предпочел ликвидировать проблему в зародыше. Чем сыграл на руку своему сыну. Дело в том, что смена власти в Башкортостане не за горами. Это вызвано и возрастом Муртазы Рахимова (ему уже 74 года), и слишком долгим периодом его пребывания у власти (с 1990 года). Понимая, что время играет не в его пользу, Рахимов-старший пытается сделать все возможное для того, чтобы власть в регионе, который в глазах многих ассоциируется с его именем, перешла в руки близкого ему кандидата.

На этом фоне Рахимов-младший пытается реализовать собственный сценарий передела управления РБ. Последние перестановки в башкирских коридорах власти свидетельствуют о том, что команда Урала пока одерживает позиционные победы. Так, весной человек Урала Рахимова – бывший министр имущественных отношений республиканского правительства Раиль Сарбаевстал новым премьер-министром РБ, сменив на этом посту руководившего правительством более 10 лет Рафаэля Байдавлетова. Его сразу же стали рассматривать в качестве потенциального кандидата на пост нового президента РБ. В той кадровой перестановке интересы Рахимова-отца и Рахимова-сына сошлись. В случае с уходом Радия Хабирова эти интересы вновь нарушались, поскольку при таком раскладе Рахимовы теряли возможность влиять на выбор кандидатур и назначение нового руководителя региона.

Однако в некоторых аспектах интересы двух политиков расходятся. Сам Урал Рахимов, установивший контроль над местным отделением «Единой России» и большей частью состава госсовета Башкирии, открыто претендует на кресло руководителя региона. Если на пост главы администрации президента РБ будет назначен человек, близкий Рахимову-младшему (вероятность такого расклада чрезвычайно велика), он сосредоточит в своих руках всю полноту республиканской власти. Что может произойти дальше? По оценке ряда политологов, развитие событий может пойти по следующему сценарию. Урал Рахимов, являясь депутатом госсобрания РБ, может снова попытаться стать спикером башкирского парламента, добившись отставки с этого поста Константина Толкачева (предыдущая попытка, предпринятая им в 2005 году, оказалась неудачной, причем именно из-за позиции Хабирова, который обвинил сына президента в том, что тот финансирует объединенную оппозицию Башкирии). Став главой законодательной власти Башкирии, Рахимов-младший пролоббирует внесение поправок в конституцию республики, которые упразднят или существенно изменят объем полномочий ее президента (такие поправки можно сделать решением парламентского большинства). После чего вся полнота власти окажется в руках у Урала Рахимова, а его отец останется у власти в качестве «свадебного генерала».

Проблема в том, что такой расклад однозначно не устроит Кремль, который явно не заинтересован в усилении Урала Рахимова. По оценке аналитика Центра политической конъюнктуры России Оксаны Гончаренко, федеральный центр будет искать любые варианты, только чтобы не допустить к власти в Башкирии Рахимова-младшего. По всей видимости, это понимает и Муртаза Рахимов. Во всяком случае, развитие событий, описанное выше, явно не вписывается в его планы, поскольку на прошлой неделе он открыто поддержал позицию другого политческого тяжеловеса – президента Татарстана Минтимера Шаймиева, заявившего о том, что России целесообразно вернуться к системе прямых выборов глав регионов. На этом фоне перестройка системы власти в РБ, в которой может быть заинтересован Урал Рахимов (только в случае превращения региона в парламентскую республику он сможет не согласовывать свою кандидатуру с Москвой), не вписывается в планы Рахимова-старшего. По оценке Гончаренко, Муртаза Рахимов заинтересован в том, чтобы после его ухода в республике сохранилась преемственность, причем не столько политическая, сколько экономическая. «Он заинтересован в том, чтобы интересы аффилированных с ним групп влияния не были нарушены. Именно поэтому к власти в Башкирии должен прийти человек, не чуждый местным кланам и сложившейся здесь системе взаимосвязей. При этом новым главой РБ может быть и выходец из местных структур власти, но не связанный напрямую с семьей Рахимова», – отметила аналитик в беседе с корреспондентом "Эксперта Online".

Но пока политическая ситуация в Башкирии остается неопределенной. Это вызвано и тем, что в федеральном центре, по всей видимости, окончательного решения относительно механизма смены власти в этом чрезвычайно специфичном и закрытом национальном анклаве не принято. Это и позволяет Рахимову-младшему вести свою игру и добиваться в ней успеха. Это приводит к эмоциональным выпадам со стороны Рахимова-старшего. «Нужен компромиссный вариант, не чуждый башкирским элитам и устраивающий Кремль. Пока такой человек не найден», – уверена Оксана Гончаренко.

Что касается Радия Хабирова, то, по ее мнению, его надежды стать президентом РБ (если слухи были верными) теперь разрушены до основания. Правда, политолог Александр Кынев считает иначе. «Я думаю, если у центра были серьезные намерения в отношении Хабирова, то на эти намерения происшедшее не повлияет», – отметил он в интервью «Газете.Ru».