Триумф с оглядкой

Москва, 25.06.2008
Прошедшее вчера годовое собрание акционеров ОАО КамАЗ стало демонстрацией основных тенденций российского автомобильного рынка. Бравурный пресс-релиз автогиганта из Набережных Челнов пестрит впечатляющими цифрами и превосходными степенями, однако решения собрания акционеров свидетельствуют о том, что руководство компании готовится к серьезным сражениям и жесткой конкуренции.

Выступая перед собранием, генеральный директор предприятия Сергей Когогин отметил, что прошлый год «стал переломным в истории КамАЗа, компания полностью преодолела все негативные последствия кризиса 90-х годов и сумела вернуть себе лидерство на российском рынке грузовой автотехники». «Сегодня КамАЗ стоит на пороге нового периода своего развития – периода инновационного», – заявил глава автогиганта.

Нельзя не признать, что Когогину (которого, кстати, нынешний глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов в свое время приглашал руководить АвтоВАЗом) есть чем гордиться. Завод, переживший тяжелые времена, последние пять лет подряд демонстрирует положительную динамику по всем основным показателям — объемам производства, выручке, чистой прибыли, экспортной составляющей. Последний отчетный период не стал исключением. Годовой оборот по РСБУ в 2007 году составил 113 млрд рублей, увеличившись за год на 47,8%. Капитализация компании достигла исторического максимума, превысив отметку в 3,5 млрд долларов. Чистая прибыль увеличилась в 3,9 раза – с 1,4 до 5,5 млрд рублей. Объемы продаж грузовых автомобилей увеличились на 20,2% (до 52,7 тыс. штук).

В то же время безоблачного будущего КамАЗу ждать не приходится. Во-первых, доля  его продукции на рынке сократилась в 2007 году с 33 до 30%, несмотря на то что в прошлом году российский рынок грузовых автомобилей вышел на первое место среди европейских стран по объемам продаж. Ожидается, что в 2008 году рынок вырастет еще примерно на 10,5% и достигнет 141 тыс. единиц. Удастся ли КамАЗу сохранить свое лидерство — вопрос открытый. Собственные планы компании предусматривают продажу в этом году 62,2 тыс. автомобилей. Если учесть, что свыше четверти продукции идет на экспорт, на российский рынок придется около 40–45 тыс. машин. Что составит примерно 30% от всего рынка. То есть на увеличение доли предприятие пока не рассчитывает, пытаясь сохранить завоеванное. Косвенно эти опасения подтверждает и руководство компании. Сергей Когогин заявил на собрании акционеров, что «задачи, которые стоят перед КамАЗом сегодня, не менее сложные, чем преодоление кризиса 90-х». «От тех инвестиционных решений, которые компания принимает сегодня, – сказал он, – во многом зависит не только ее будущее и завтрашний день более 72 тыс. ее сотрудников и их семей, но и будущее российского грузового автомобилестроения в целом».

Сегодня российские производители грузовых автомобилей испытывают те же проблемы, что и игроки легкового сегмента. Рост рынка происходит в основном за счет импорта. Помимо европейских и азиатских брендов, у которых КамАЗ выигрывает за счет более низкой цены, есть и конкуренты «внутренние» – предприятия Группы ГАЗ и белорусский МАЗ, который, возможно, в ближайшее время объединится с входящим в автомобилестроительную группу Олега Дерипаски заводом «Урал». Все это заставляет руководство КамАЗа всерьез заняться осмыслением новой, инновационной стратегии развития. Ее реализация потребует существенных инвестиций. В текущем году инвестиционный бюджет компании превысит 6 млрд рублей. Даже получив рекордную прибыль по итогам 2007 года, совет директоров ОАО КамАЗ предложил собранию акционеров не выплачивать дивиденды, а распределить чистую прибыль следующим образом: 5% направить на формирование резервного фонда КамАЗа, 29% выделить для погашения убытков прошлых лет, а 66% (то есть две трети!) направить на финансирование инвестиционной программы компании.

Аналитики, опрошенные «Экспертом Online», считают, что перспективы у КамАЗа хорошие, однако рост рынка вкупе с активизацией импортеров и развитием СП других производителей на территории России делают задачу сохранения и наращивания доли все более сложной. Сейчас КамАЗ оказался зажат между двумя группами производителей, активно наращивающих присутствие в нашей стране. С одной стороны – это «азиатские тигры», демпингующие, но уступающие татарстанскому производителю в качестве продукции. С другой – европейские игроки, чьи грузовики на 20–40% дороже камазовских, но выигрывают по уровню потребительских свойств и комфорта. Судя по тому, какие действия предпринимает руководство КамАЗа (создание СП с иностранными производителями узлов и агрегатов «Камминз-Кама», «ZF-Кама», проект с Federal Mogul), техника из Набережных Челнов стремится конкурировать скорее на поле европейцев, нежели азиатов. С учетом современных тенденций на рынке эту стратегию аналитики считают верной.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама