Рим, оцепленный со всех сторон снайперами и полицейскими, дождями встречал делегатов 181 страны, которые собрались на саммит Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
Как разнятся вкусы и гастрономические привычки жителей Земли, такими же разными являются и взгляды на проблему голода, причины его появления и способы по его сокращению. Поэтому три дня необыкновенно жарких для такого уровня дебатов не привели практически ни к чему. Участники попросту разругались, поэтому и Заключительная декларация, которую обсуждали всю предыдущую ночь и из-за которой даже задержали закрытие саммита на несколько часов, оказалась невыразительной и обтекаемой.
«Мы напоминаем, что продовольствие не может быть использовано как средство для оказания политического и экономического давления», – говорится в начале заявления. Далее следуют совершенно очевидные фразы: «всеми средствами бороться за ликвидацию голода», «стремиться к более справедливой торговле». Была поставлена очень амбициозная цель – в два раза снизить число голодающих к 2015 году. Но так как не было четко сказано, какими способами это будет достигнуто, то эта цель может так и остаться на бумаге и «не наполнит ни одной тарелки», как горько посетовал один из участников форума.
Общее настроение делегатов высказал глава МИД Италии Франко Фраттини: «Декларация, к сожалению, слишком расплывчата по сравнению с той, которая планировалась изначально. Мировым лидерам не удалось сконцентрироваться на главном в драматической ситуации с продовольствием, которая вызывает серьезное беспокойство».
Тон задал генеральный секретарь ФАО Жак Диуф, который на открытии саммита заявил: «30 млрд долларов необходимо, чтобы накормить 862 млн голодающих в мире, тогда как на закупку оружия в 2006 году в мире потрачено 1,200 млрд». «Богатые страны расточают, но не пополняют стратегический запас продовольствия, тогда как продовольственный кризис уже напрямую касается и развитых стран и приобретает мировые масштабы гуманитарной проблемы. В частности, рост инфляции на 40-50% продиктован увеличением цен на продовольствие», – отметил он.
Главным «неудобным» гостем Рима стал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Он обрушился с сокрушительной критикой на Америку, ООН и Израиль. Таким образом он поставил перед премьером Италии Сильвио Берлускони сложную дипломатическую задачу: «принять нельзя обидеть». Как хозяин саммита, он мог бы встретиться с Ахмадинежадом, тем более что он того добивался. Но Берлускони предпочел поставить запятую после второго слова, сославшись на «очень плотный график работы». Не принял президента Ирана никто из итальянских официальных лиц. Тем не менее с иранским лидером встретился генсек ООН Пан Ги Мун, с которым президент Ирана обсудил вопросы «соблюдения прав его страны, ситуации в Ираке, Афганистане и Ливане». Премьер-министр Японии Ясуо Фукуда, который также встретился с иранским лидером, призвал Иран прекратить обогащение урана, на что получил решительный отказ. Больше никто встречаться не захотел или не отважился.
Главная борьба возникла по поводу биотоплива – признать ли его главной причиной голода на планете. И здесь победили Бразилия и США, избежав каких-либо отрицательных высказываний по этому поводу в декларации.
А вот Китай не принесет продовольствие в жертву «чистой энергетике», заявил Сун Яньцин, ведущий эксперт КНР по проблемам энергетической политики, в тот же день на международном форуме в Маниле по проблемам «чистой энергетики» в Азии: «Продовольственная безопасность стоит для Китая на первом месте, она важнее, чем „чистое топливо”».
Недовольство по поводу работы саммита ФАО высказывали Аргентина, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа и Боливия, чьи представители пришли к выводу, что итоговое заявление содержит слишком много общих слов. Они даже специально указали это в итоговом документе. Аргентина выступала против того, чтобы в заявлении критиковались страны, в которых действуют ограничения на экспорт продовольствия. Подобные ограничения действуют в Аргентине, чтобы защитить внутренний рынок от роста цен на продукты питания.
Кубинская сторона высказала критику в адрес США, которые проводят «враждебную и агрессивную политику в отношении Кубы, не отказываясь от использования голода для оказания политического давления». Кубинская сторона пришла к выводу, что на саммите ФАО «не было найдено решения проблемы голода», так как этому мешают «богатые и могущественные» страны. Также много критики высказывалось по поводу субсидий европейских и американских фермеров.
США разработали стратегию борьбы с ростом мировых цен на продовольствие, основанную на «трех китах». Ее представил министр сельского хозяйства Эд Шейфер: «Прежде всего, США сконцентрируют внимание на срочной гуманитарной помощи странам, которые испытывают проблемы с обеспечением продовольствием». Кроме того, речь идет о поддержке «развивающихся стран, которые в состоянии быстро увеличить производство основных продуктов питания». США также «предложат всем государствам разработать стратегии, направленные на развитие научной базы и применение инновационных технологий, в том числе биотехнологий», отметил Шейфер. Но эти предложения вызвали нарекания из-за третьего пункта и подозрения, что США хотят накормить всех генно-модифицированными продуктами.
А вот России голод не грозит. «Роль России, как аграрной страны, становится все весомее, о чем говорят цифры. Мы сейчас занимаем третье место в мире по экспорту пшеницы, входим в пятерку стран – ведущих производителей зерна. Таким образом, Россия, наращивающая экспорт сельхозпродукции, делает большой вклад в рост производства, а также участвует в программах гуманитарной помощи. Все это ставит Россию в один ряд развитых стран „большой восьмерки”, – заявил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. – Продовольственный кризис России не грозит, так как она самодостаточна».