Opel просит о помощи

17 ноября 2008, 13:46

Немецкий автопроизводитель Opel обратился к властям ФРГ с просьбой о финансовой поддержке. Согласно распространенной информации, концерн просит правительство Германии выступить гарантом по взятым Opel кредитам на общую сумму 2 млрд евро — в случае если компания не сможет выплатить эти кредиты, по ним будут рассчитываться немецкие власти. Это первый случай обращения за помощью к властям ФРГ автомобильного концерна. Ранее правительство ФРГ приняло закон о создании фонда объемом 500 млрд евро для выкупа долей в кризисных банках и гарантий по долгам таких банков. Между тем пикантность ситуации вокруг Opel заключается в том, что эта компания, основанная еще в XIX веке, с 1929 года является дочерним предприятием американского концерна General Motors, поэтому фактически речь идет о том, что немецкие власти собираются помочь работающей на территории ФРГ американской компании.

Согласно заявлению производственного совета Opel, компания пока не испытывает проблем с ликвидностью. Просьба о государственных гарантиях по долгам, согласно этому заявлению, является исключительно «предупредительной мерой»: «Мы должны исходить из того, что миллиардные суммы, которые General Motors должен был бы перевести Opel, в случае обострения ситуации в США и вокруг GM могут попасть под угрозу», — говорится в заявлении. В свою очередь, Opel, планирующий запустить к 2012 году 20 новых моделей автомобилей, не может обойтись без многомиллиардных сумм, большая часть которых должна была прийти в Opel из GM.

По данным немецкого еженедельника Focus, General Motors действительно планирует крайне жесткие финансовые меры в отношении Opel. Так, утверждается, что инвестиции на разработку новых моделей будут сокращены как минимум на 650 млн евро, а завод Opel в Бохуме вообще может быть закрыт.

Немецкие политики с серьезной озабоченностью восприняли заявление Opel. Премьер-министр федеральной земли Гессен Роланд Кох уже пообещал предоставить Opel не менее 500 млн евро — на территории Гессена находится крупнейший завод Opel в Германии, дающий рабочие места 15 тыс. человек. Закрытие этого завода может серьезно повредить на выборах в январе 2009 года возглавляемому Роландом Кохом гессенскому филиалу партии ХДС. С аналогичными заявлениями выступил и премьер федеральной земли Нижняя Саксония Юрген Рюттгерс: «Мы не дадим Opel пропасть. Северный Рейн — Вестфалия, а также и федеральные власти окажут компании поддержку. Мы хотим сохранить рабочие места в Бохуме», — заявил Рюттгерс в интервью газете Bild am Sonntag. Помимо помощи Opel Рюттгерс высказался за поддержку также и других автопроизводителей — что ожидаемо от главы федеральной земли, которой принадлежит более 20% акций крупнейшего немецкого автомобильного концерна Volkswagen.

Немедленно прореагировала на проблемы с Opel и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель. Еще находясь в Вашингтоне на саммите 20 ведущих экономических держав мира, Меркель пообещала встретиться в понедельник с представителями Opel и обсудить детали возможной государственной помощи компании. «Необходимо детально познакомиться с ситуацией и начать искать пути ее решения», — заявила Ангела Меркель журналистам. Впрочем, министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк смотрит на вопрос выделения поддержки Opel достаточно скептически: «Тот, кто сам несет ответственность за возникший в его компании дефицит, не должен надеяться на то, что государство все исправит». Министр финансов, однако, заметил, что правительство готово рассматривать варианты помощи компаниям, если крах последних будет означать серьезные последствия для экономики страны.

Между тем основным вопросом оказания помощи немецкими властями компании Opel (по данным еженедельника Focus, 1 млрд из необходимой суммы выделит федеральное правительство Германии, а федеральные земли Гессен, Северный Рейн — Вестфалия, Рейнланд-Пфальц и Тюрингия выделят соответственно 500, 250, 150 и 100 млн евро) является то, как именно будут израсходованы эти деньги. По мнению министра экономики ФРГ Михаэля Глоса, правительство пока должно повременить с обещаниями помощи дочерней компании американского концерна General Motors. По словам Глоса, прежде всего американский концерн должен дать четкие гарантии того, что оказанная помощь будет применена исключительно для поддержки немецких заводов Opel. «Опасность того, что деньги немецких налогоплательщиков приземлятся где-то за границей, должна быть полностью исключена», — подчеркнул министр. Хотя глава компании Opel Ханс Демант уже заявил, что вся помощь от правительства Германии будет использована только для нужд немецких заводов компании, и политики, и общественные лидеры стремятся добиться от Opel предварительных гарантий. Представители одного из крупнейших профсоюзов Германии, объединяющего работников металлообрабатывающей промышленности IG Metall, а также производственные советы автомобильных компаний Audi, BMW, Daimler, Ford, Porsche, Opel и Volkswagen уже обратились к властям стран ЕС с требованием обязать компании, получающие государственную поддержку, отказаться от сокращения рабочих мест и размера зарплат. Также в обращении говорится о необходимости запрета на увольнение сотрудников в течение всего срока использования компаниями государственной помощи.

Напомним, что на настоящий момент компания Opel обеспечивает рабочие места для 25 тыс. человек в Германии. В ФРГ Opel имеет четыре завода. Основное производство расположено в городе Рюссельсхайм под Франкфуртом-на-Майне: здесь работают 15 500 человек, занимающиеся разработкой новых моделей, а также собирающие автомобили модели Opel Insignia. Второй по величине завод Opel расположен в городе Бохум в Северном Рейне — Вестфалии: здесь 5000 человек собирают модели Opel Astra и Opel Zafira, а также производят трансмиссии для других моделей. В Кайзерслаутерне на юге Германии работают 3350 человек, специализирующиеся в основном на производстве моторов и других запчастей, и еще 1700 человек работают в тюрингском Эйзенахе, производя модель Opel Corsa. Заводы Opel имеются также в испанской Сарагосе, бельгийском Антверпене и польском Гливице. На территории Великобритании автомобили Opel выпускаются под маркой Vauxhall.

Пока Opel остается единственным немецким автопроизводителем, обратившимся к властям за помощью. Например, другой американский автопроизводитель, работающий на территории Германии, компания Ford, несмотря на то что ее материнская американская компания также переживает тяжелые времена, пока не думает идти по пути Opel. «Мы не имеем намерений просить правительство ФРГ или правительства федеральных земель Германии о гарантиях по нашим кредитам», — заявили в пресс-службе немецкого представительства компании Ford. Таким образом, Ford опроверг появившуюся в воскресном выпуске Frankfurter Allgemeine Zeitung информацию о том, что компания начала зондирование почвы в правительстве ФРГ на предмет получения финансовой помощи.