Начали выставлять счета

29 января 2009, 16:22

Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края оценило расходы всех уровней бюджетов на устранение последствий аварии на Первом рудоуправлении «Уралкалия» в 2,5 млрд рублей. Это было сделано в рамках вновь начатого правительственного расследования этой аварии осенью прошлого года.

По данным министерства, за период с 2006 по 2008 год из федерального бюджета на эти цели было выделено 1,8 млрд рублей, из краевого бюджета – 654,9 млн рублей, из местного бюджета – еще 44,5 млн рублей. Средства были направлены на переселение жителей, строительство обходной железной дороги и возведение инфраструктуры. В «Уралкалии» подтвердили факт получения соответствующего письма от региональных властей и готовность компании выплатить компенсацию бюджетам всех уровней, которые в самом химическом объединении оценивают в 3 млрд рублей. Для того чтобы точно определить порядок компенсации расходов бюджетов, до 5 февраля «Уралкалий» заключит соглашения с правительством Пермского края и администрацией города Березники, в которых будут учтены требования сторон.

Напомним, что чрезвычайная ситуация на Первом руднике «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Авария, как предполагают эксперты, была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. В конце 2006 года специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия». Однако 29 октября прошлого года заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин принял решение создать новую комиссию и провести повторное расследование причин аварии. Одной из причин этого стало разрастание провала в районе фабрики техсоли Первого рудника и появившаяся необходимость строить третью обводную железнодорожную ветку вокруг рудника протяженностью 2,5 км (две предыдущие обводные ветки были построены за счет краевого бюджета и РЖД). Параллельно с этим в правительстве начала обсуждаться идея раз и навсегда решить эту проблему и построить большую железнодорожную магистраль протяженностью 53 км, обходящую все шахтные поля «Уралкалия», стоимостью почти 14 млрд рублей в однопутном варианте по ценам лета 2008 года.

Не дожидаясь итогов повторного расследования, в конце прошлого года представители «Уралкалия» уже заявили о готовности компенсировать затраты бюджетов всех уровней, поэтому сегодняшнее письмо пермских властей с указанием суммы носит больше технический характер. Гораздо большую опасность для предприятия сулят возможная компенсация расходов энергетиков («КЭС-холдингу» пришлось переносить часть объектов находящейся в зоне риска ТГК-9), РЖД – на строительство еще одной обходной ветки, и главное – компенсация (если до этого дойдет) государству стоимости запасов калийных и магниевых солей, которые навсегда потеряны в результате затопления Первого рудника (ни много ни мало около 600 млрд рублей).

По мнению пресс-службы Ростехнадзора, правительственная комиссия по анализу причин аварии на «Уралкалии» «находится уже на финальной стадии». Посему и само химическое объединение, похоже, торопится хотя бы с бюджетом заключить мировую. Тем более что производственные показатели химического гиганта, как и других его отечественных собратьев по выпуску минеральных удобрений, незавидны – по сообщению пресс-службы компании, в прошлом году химическое объединение, специализирующееся на выпуске калийных удобрений, выпустило на 6,4% меньше хлористого калия, чем в 2007 году (4,4 млн тонн против 5,1 млн тонн). Наиболее провальным оказался декабрь – в этом месяце «Уралкалий» выпустил около 129,9 тыс. тонн товарного хлористого калия, что примерно в 3,5 раза меньше, чем в декабре 2007 года (около 456,6 тыс. тонн).