Виноват экипаж

11 февраля 2009, 12:04

Ошибка экипажа стала причиной крушения самолета Boeing 737 в Перми в сентябре 2008 года. В крови командира экипажа обнаружены следы алкоголя. Таковы выводы комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Напомним, самолет авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс Москва–Пермь, разбился в Перми 14 сентября 2008 года. На его борту находились 88 человек (включая членов экипажа), все погибли. Пилоту самолета удалось отвести падающую машину от жилых домов, и лайнер рухнул на железнодорожные пути между двумя районами города. Его обломки оказались разбросаны по площади в 4 тыс. кв. м.

Как заявил журналистам председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, «непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажа, в первую очередь командиром воздушного судна, осуществлявшим пилотирование самолета на заключительном этапе полета. Это привело к перевороту самолета через левое крыло, его снижению и столкновению с землей». По его словам, фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки, явился недостаточный уровень профподготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах. Эта прямая индикация отличается от той, что применялась на типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (в частности, Ту-134). «Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью в облаках с отключенным автопилотом и автоматом тяги, – сказал Морозов. – Системной причиной авиационного происшествия, выявленной в том числе по результатам проверок, проведенных Ространснадзором и Росавиацией после авиационного происшествия, явился недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании».

Что касается алкоголя, обнаруженного в организме командира экипажа, то Морозов прокомментировал этот факт следующим образом: режим труда и отдыха капитана воздушного судна в период, предшествующий авиапроисшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам.

Компания «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал разбившийся лайнер, отказалась комментировать выводы МАК. Однако еще до пресс-конференции там утверждали: пилоты были подготовлены на высшем уровне. «Мы категорически опровергаем и отвергаем слухи и домыслы по поводу состояния пилотов», – заявлял 2 февраля 2009 года Николай Гуревич, советник генерального директора по связям с общественностью авиакомпании.

Комиссия МАК привлекла для работы представителей зарубежных стран – США, Великобритании и Франции – разработчиков и изготовителей самолета.

Выводы комиссии учтут на процессе, проходящем в Чикаго, хотя американские адвокаты проводят собственное расследование. Иск от имени Афанасенкова, потерявшего сына в авиакатастрофе в Перми, к Федеральному авиационному агентству США предъявлен «за ненадлежащее управление американскими институтами, осуществлявшими подготовку экипажа разбившегося самолета». К иску присоединились несколько десятков семей, проживающих в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Компания из Чикаго Ribbeck Law Chartered специализируется на судебных разбирательствах по фактам гибели людей в авиакатастрофах. 19 ноября в суде Чикаго состоялось предварительное слушание по делу (status hearing). Это техническое мероприятие, на котором суд определяет тех, кто готов предоставить запрошенные по ходатайству документы. Ходатайство было заявлено против американского производителя самолетов – компании Boeing, владельца самолета – банка Wells Fargo и компании Flight Training International, готовившей пилотов.