По понятиям

Москва, 20.05.2009
По мере углубления экономического спада риск мошенничества возрастает, констатируют эксперты компании Ernst & Young, основываясь на опросах сотрудников крупнейших европейских компаний. Преступления – мелкие и крупные совершаются в основном с целью удержать на плаву бизнес и поправить свое материальное положение. В борьбе с мошенничествами россияне делают основной упор на контроль, а в Европе пытаются противодействовать в том числе и усилением корпоративной культуры – взывая к честности и порядочности.

Компания Ernst & Young обнародовала сегодня результаты исследования о корпоративном мошенничестве в период экономического кризиса в Европе. Исследование основано на базе опросов 2 200 сотрудников крупнейших компаний в 22 странах Европы, которые были проведены в январе и феврале 2009 года. В том числе в России были проведены 102 интервью.

Основной вывод исследования: по мере углубления экономического спада риск мошенничества возрастает. Увеличения случаев корпоративного мошенничества ожидают 64% опрошенных россиян и 55% всех европейцев. В России только 37% уверены в том, что в их компании не совершается серьезного мошенничества, в Европе таких – 59%. Основными причинами являются недостаточное внимание к этому вопросу руководства компаний, увольнения, недоверие руководству, желание удержать бизнес на плаву и извлечение сотрудниками личной выгоды.

В России увольнения стали одной из самых серьезных причин корпоративного мошенничества: 74% респондентов отметили, что оставшиеся после массовых увольнений сотрудники физически не могут все проконтролировать (в Европе на «переувольнения» жалуются 60% опрошенных). 59% опрошенных россиян заявили, что к мошенничеству подталкивает отсутствие перспектив работы в компании – «падение морального духа сотрудников». Чувствуя, что их скоро уволят, сотрудники пытаются урвать для себя по максимуму, не гнушаясь ничем. По всей Европе таких – 60%.

Риск мошенничества в России также всерьез возрастает во время сделок по слияниям-поглощениям. Об этом заявили 68% россиян и 45% европейцев. «Дело в том, что у нас эти сделки проходят больше по понятиям, а не по четко прописанным процедурам», – объясняет партнер Ernst & Young Иван Рютов.

Основные виды мошенничества, к которым прибегают руководители бизнеса и среднее звено, – это взятки для сохранения бизнеса, получения финансирования и нужных контрактов. Больше всего взятки любят давать в Турции – о том, что они оправданны для работы в тяжелых условиях кризиса, заявили 53% опрошенных турок, на втором месте Россия – 44% респондентов. В целом по Европе цифра значительно ниже – 25%.

С той же целью предприниматели дарят подарки – 38% опрошенных в России и 24% по всей Европе.

Для того чтобы выглядеть прилично перед госорганами и контрагентами, а также перед своим собственным руководством, в компаниях также не пренебрегают искажением финансовой отчетности – 14% в России, 8% в Европе.

Менеджеры высшего звена не пренебрегают и выводом активов компании, если речь идет о набирающих в последнее время оборотах сделок по слияниям и поглощениям.

«Для рядовых сотрудников и среднего звена характерны более мелкие кражи, продажа инсайдерской информации и подделки авансовых отчетов», – отмечает Рютов.

Опрошенные Ernst & Young респонденты ситуацию с мошенничествами не только не склонны драматизировать, но и считают, что в условиях кризиса это даже оправданно. В тяжелые времена менеджмент может «срезать углы» для достижения поставленных целей, считают 43% российских респондентов и 70% опрошенных по всей Европе. Для спасения бизнеса оправданны прежде всего взятки, говорят опрошенные сотрудники европейских и российских компаний. Исследование также показало, что руководители относятся к подобного рода поступкам куда более лояльно, чем их подчиненные.

Вместе с тем за последнее время усилия по противодействию мошенничеству в компаниях и со стороны внешних регуляторов увеличились. Но если в России в основном борются с мошенничеством по факту его совершения и контролируя основные области рисков, то в Европе помимо этого надежды возлагают на корпоративную культуру: честность и порядочность. Честность и порядочность как фактор, противостоящий мошенничеству, актуальны для 40% респондентов из Европы и всего лишь 15% из России.

В то же время россияне считают, что среди сотрудников компаний мошенников было бы меньше, если бы руководство показывало положительный пример. Наибольший риск совершения мошенничества имеет место именно на уровне высшего руководства. Так считают 54% опрошенных россиян и 42% европейцев.

По мнению руководителя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, допуская корпоративные мошенничества, компании ослабляют свое положение и могут подвергаться атаке со стороны конкурентов. Например, за взятку и откаты можно возбудить уголовное дело и наложить огромные штрафы – этим можно шантажировать, а разорив компанию, приобрести ее за бесценок. Однако, считает Данилов-Данильян, полагаться на честность и порядочность сотрудников и руководства не стоит – и на Западе на это также не сильно надеются. Главное – это строгий юридический контроль и четко прописанные процедуры и правила работы для всех.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Ипотека пробьет дно
    Достаточно низкие уже и сегодня ставки кредитов на приобретение недвижимости к концу года могут опуститься ниже 7% годовых
  2. Китай нацелился на российскую нефть
    Крупнейшие компании КНР намерены упрочить свои рыночные позиции за счет консолидации ресурсов – при помощи совместных закупок нефти
  3. Соединенные Штаты на пути к стратегической неуязвимости
    Вашингтон надеется гарантировать свое глобальное военное доминирование и обеспечить национальную безопасность практически от любых угроз
Реклама