Терпение лопнуло

13 августа 2009, 15:48

ОАО «Иж-авто» (Ижевск, Удмуртия) инициировало процедуру собственного банкротства. Иного выхода у автозавода, погрязшего в долгах, не было. Как сообщил на совещании руководителей подразделений «Иж-авто» генеральный директор предприятия Михаил Добындо, судьба проекта по сборке моделей южнокорейской Kia («Иж-авто» производил Spectra, Rio и Sorento) в условиях спада продаж остается неясной, а выпуск на ижевском конвейере моделей АвтоВАЗа (собирал из машинокомплектов ВАЗ-2104, планировал взяться и за ВАЗ-2107) остается под вопросом.

Как сообщается на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, заявление о признании должника банкротом зарегистрировано 6 августа, но к рассмотрению пока не принято. В пресс-службе «Иж-авто» отказались от официальных комментариев «до решения суда».

Напомним, на начало апреля 2009 года долг предприятия составлял 11,3 млрд рублей, а контрольный пакет находится в залоге у Сбербанка. В июне «Иж-авто» допустил очередной технический дефолт по облигационному займу на сумму 168,9 млн рублей. С исками к «Иж-авто» о взыскании задолженности обратились ряд банков. Так, Альфа-банк требует вернуть 236 млн рублей кредитных средств, а банк «Алемар» — 26,176 млн рублей необеспеченного долга по облигациям. До этого банк «Зенит» через суд потребовал от «Иж-авто» вернуть долг по кредиту в размере 180,03 млн рублей. «Уралсиб» требует с автозавода 192 млн рублей. При такой долговой нагрузке «Иж-авто» практически невозможно найти ресурсы для финансирования производства.

Выпуск автомобилей на заводе «Иж-авто» был приостановлен 29 апреля из-за падения спроса на новые автомобили и отсутствия машинокомплектов для выпуска моделей Kia. Проблемы с выкупом машинокомплектов у Kia, подорожавших из-за девальвации рубля на 40%, начались у ижевского завода в конце прошлого года. В результате предприятие вынуждено было перейти на трехдневный режим работы, продажи в первом квартале упали на 62%. В мае «Иж-авто» уведомил службу занятости Ижевска о высвобождении более 2,4 тыс. работников (их общее количество составляло более 5,3 тыс.), сокращения планировалось провести с 24 августа и завершить 24 сентября.

В июле заместитель председателя правительства Удмуртии, член совета директоров автозавода Валерий Богатырев сообщал, что завод может начать работу в августе текущего года, поскольку подписал соглашение с Kia о снижении цен на машинокомплекты для Kia Spectra и Kia Sorento. Сообщалось, что и АвтоВАЗ не отказывается от размещения своей «классики» на мощностях в Ижевске. Для запуска конвейера, говорил Богатырев, предприятию надо найти 500 млн рублей для оплаты комплектующих. По всей видимости, этой суммы завод не нашел: кредитование для него недоступно, а государство и госкорпорация «Ростехнологии» (на помощь которой уповали власти Удмуртии) проблемам ижевского предприятия особого внимания не уделяет. Еще в начале августа Счетная палата, проверявшая «Иж-авто» с 8 июня по 17 июля 2009 года, констатировала, что завод «отвечает основным признакам банкрота, а взыскание кредиторской задолженности при существенной просрочке платежей может быть реализовано через механизм банкротства».