Государство решило вручную регулировать цены на электроэнергию в Сибири. НП «Совет рынка» сообщило, что «Администратор торговой системы» (АТС) – структура, которая занимается организацией торгов в свободном сегменте оптового рынка электроэнергии, – ввел механизм, призванный сгладить ценовые перепады и предотвратить резкий рост свободных цен в сибирской ценовой зоне. Напомним, что в этом регионе, как и по всей стране, половина вырабатываемой электроэнергии продается по свободным ценам. Вторая половина по-прежнему регулируется государственными тарифами, которые устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).
В сообщении «Совета рынка» говорится, что если средневзвешенная равновесная цена на электроэнергию в Сибири на рынке на сутки вперед превысит 628,24 рубля за МВт/ч, АТС будет выбирать самые дорогие ценовые заявки. В случае если цена дорогих предложений превысит уровень тарифа ФСТ на электроэнергию, установленный для данного поставщика, то организатор торгов снизит цену в заявке до уровня тарифа. Проще говоря, если кто-то из поставщиков энергии подаст заявку выше установленного «потолка», то она не будет учитываться при расчете цен, а генерирующая станция продаст эту электроэнергию по установленному для нее гостарифу. Кроме того, наблюдательный совет «Совета рынка» разрешил АТС в случае колебания цен на рынке на сутки вперед более чем на 50% относительно цены 17 августа 2009 года не публиковать информационное сообщение о результатах торговли в части ценовых параметров.
Ограничение рыночных механизмов ценообразования в Сибири стало реакцией федерального правительства на взлет цен на электроэнергию в этом регионе после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшей утром в понедельник. Известие об этой аварии спровоцировало пятикратный взлет цен на балансирующем рынке – в той секции, где потребители закупают недостающие им объемы электроэнергии в течение дня. Вслед за этим поползла и средняя цена на рынке электроэнергии «на сутки вперед» (РСВ). На 17 августа (на день аварии) она составила 422,53 рубля за МВт, на следующий день поднялась до 433,56 рубля, а на 19 августа – уже до 538,49 рубля за МВт. В ответ на это в первый же день после аварии премьер Владимир Путин поручил первому вице-премьеру Игорю Сечину и Федеральной службе по тарифам провести анализ ценовой ситуации и представить предложения по ценообразованию и по тарифам с учетом чрезвычайной ситуации, которая сложилась в Сибири. «Я знаю о всплеске цен на электроэнергию в регионе. Мы не будем действовать волюнтаристски, с кондачка, но не можем абстрагироваться от ситуации, которая сложилась в регионе», – сказал премьер-министр.
Новые правила, которые АТС вчера ввел на рынке, охладили пыл и поставщиков, и покупателей электроэнергии. Цена на нее на вчерашних торгах на РСВ упала на 22% – до 417 рублей за МВт. Однако говорить о том, что цены и дальше удержатся на доаварийных уровнях, неверно. Причины вполне объективны – себестоимость производства электроэнергии на угольных тепловых станциях, которые сейчас замещают нагрузку Саяно-Шушенской ГЭС, выше, чем при гидрогенерации. Министр энергетики Сергей Шматко, например, заявил, что в результате этого цены на электроэнергию в Сибири вырастут на 5-7%. «Цена на энергию в Сибири вырастет, так как дешевая электроэнергия Саяно-Шушенской ГЭС будет заменена угольной генерацией», – сказал он. Сами генераторы оценивают возможный рост цен на свободном рынке электроэнергии Сибири в августе в пределах 10-12%.
Механизм его регуляции, который со вчерашнего дня применил АТС, будет действовать до 1 сентября. Однако представитель Министерства энергетики вчера сообщил Reuters, что его ведомство готовит предложения о введении механизма ограничения цен вплоть до их регулирования в случае значительного роста на период всего восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, причем, возможно, не только на рынке Сибири, но и России в целом. Кроме того, Шматко уже заявил, что намерен обратиться в правительство с просьбой пересчитать тарифы для генерирующих компаний Сибири на будущий год. По плану они должны подняться на 6,2% (в этом году повышение было на 17% для тепловых станций и на треть – для гидроэлектростанций), что, по мнению министра, недостаточно для их стабильной работы. «Мы вынуждены дать компаниям возможность получить дополнительный денежный поток, чтобы они могли обеспечить стабильность своей работы», – сказал он. Параллельно с этим, очевидно, будут скорректированы и программы развития сетевых (транспортных) компаний Сибири.