Залечили конкурентов

Москва, 05.03.2010
Фармацевтическая компания «Фармаимпекс» из Удмуртии подает в суд на пермские СМИ за клевету. Поводом послужил ряд публикаций, носящих, по мнению представителей «Фармаимпекса», заказной характер и направленных против деятельности компании в Пермском крае.

Фармацевтический рынок Пермского края в последние годы выглядел вполне стабильным. Основные места на нем занимают федеральные игроки (сети «36,6» и «О3») и местные сети «Планета здоровья» (ООО «Опека») и «Будь здоров!» (ОАО «Пермфармация»). Все эти компании активно скупали мелкие сети и просто отдельные аптеки. К примеру, за 2006 год сеть «36,6» увеличила количество аптек с 25 до 50. Процесс фактически завершился в 2008 году, когда формирование крупных сетей и перераспределение активов закончились.

Но эта стабильность была нарушена в ноябре прошлого года. Тогда на рынок Пермского края пришел новый игрок – «Аптеки оптовых цен» (принадлежит ООО «Фармаимпекс», Удмуртская республика). Своим названием, которое действительно оправдывается низкими ценами, удмуртские аптекари заставили поволноваться местных. Первые «Аптеки оптовых цен» появились в Чайковском, но их открытие прошло без эксцессов. А вот открытие аптеки в Березниках вызвало бурную реакцию – почти сразу же последовал «ответ» в местной прессе. «Аптеки оптовых цен» обвинили в торговле «серыми лекарствами», то есть не прошедшими сертификацию на уровне региона, а также во множестве нарушений в деятельности. Итогом стала проверка аптеки со стороны краевых Минздрава и прокуратуры, было вынесено предписание, а дело направлено на рассмотрение в арбитражный суд.

Тем не менее удмуртская аптечная сеть не остановила свою экспансию – в январе 2010 года сразу четыре аптеки компании открылись уже в Перми. И тут же – разоблачительный репортаж на одном из местных каналов, в котором контрольно-ревизионными службами пермского минздрава «Аптеки оптовых цен» прямо обвинялись в торговле фальсификатом. Именно этим якобы обоснованы низкие цены в этой сети – пришли к выводу авторы репортажа.

Такая реакция рынка и чиновников может иметь простое объяснение. Конкурентам, безусловно, не нравится участвовать в ценовых войнах – а теперь им приходится этим заниматься. Многие сети вынуждены были снижать цены, запускать маркетинговые ходы под лозунгами «У нас настоящие лекарства» и «У нас тоже оптовые цены». Минздрав же от деятельности удмуртской компании не получает никаких дивидендов – контроль качества своих лекарственных средств она проводит в Ижевске. Стоимость проверки одного наименования продукции – около 130 рублей. При ассортименте в 5 тыс. товарных позиций получается 650 тыс. рублей. И это не разовые, а постоянные затраты. И, соответственно, постоянные доходы, которые теряет пермский минздрав.

«В пермских СМИ преднамеренно смешиваются разные понятия – „сертификация” и „контроль качества”, – убежден Александр Зорин, начальник отдела рекламы „Фармимпекса”. – Сертификация лекарств – обязательная процедура, но она проводится не в регионе присутствия аптеки, а при ввозе продукции на территорию России, если речь идет об импорте, либо при ее отправке с российского завода-изготовителя. Кроме этой процедуры есть так называемый „контроль качества, упаковки и маркировки”, который проводится уже в регионах. Его мы тоже осуществляем в полном объеме. Но проводим эту процедуру в Татарстане и Удмуртии. Дублировать эту процедуру, проверяя те же самые упаковки еще раз в Пермском крае, нет никакой необходимости. А столь бурная реакция рынка и чиновников вполне понятна: Пермский край – один из лидеров по уровню цен на лекарственные препараты, поэтому естественно, что конкурентам здесь не рады. Тем не менее на данный момент мы специально заключили договор с пермским центром контроля качества и оплачиваем проверку около 500 позиций. А на одно из изданий уже подали в суд за клевету».

Руководитель департамента регионального развития одной из федеральных сетей на условиях анонимности подтвердил, что «практика контроля качества „на местах” хоть и не является обязанностью, тем не менее очень желательна – иначе у аптечной сети могут возникнуть проблемы (в том числе искусственно созданные) с местными контролирующими органами и региональными властями». Кроме того, представитель фармацевтической компании отметил, что «четырех аптек в миллионном городе явно недостаточно, чтобы оказать существенное влияние на рынок. Если же у „Фармаимпекса” есть серьезные планы по расширению сети и он сможет при этом удерживать цены ниже, чем у конкурентов, то в этом случае волнение других участников рынка вполне объяснимо. Тем не менее, низкие цены – это, скорее всего, маркетинговый ход для быстрого выхода на рынок».

Источником симбиоза пермских аптечных сетей и краевого правительства некоторые участники рынка называют и.о. председателя кабмина Валерия Сухих. Ранее он несколько лет возглавлял ОАО «Пермфармация», а также участвовал в приватизации муниципальной аптечной сети Перми. Источники утверждают, что у Сухих «остались серьезные интересы на фармацевтическом рынке Прикамья». Возможно, именно по этой причине пермские участники рынка отказались комментировать ситуацию.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама