Автопробегом по бездорожью

11 мая 2010, 11:20

9мая на Монументе Славы в Новосибирске финишировал автопробег «Сибирское кольцо», организованный Территориальным управлением автодорог (ТУАД) Новосибирской области, местной Федерацией технических видов спорта и телепрограммой «Координаты безопасности» телеканала ОТС. За пять дней участники экспедиции — автолюбители, журналисты, дорожники и охранники — прошли путь длиной почти 2,7 тыс. км, передвигаясь преимущественно по дорогам регионального подчинения через Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области, а также Алтайский край и Республику Алтай. Среди участников автопробега был и редактор региональной информации «Эксперта Online» Александр Попов.

Эта сложная и необычная экспедиция преследовала три цели. Во-первых, в каждом из регионов, через которые продвигалась колонна на новых автомобилях марки Toyota (их предоставил официальный дилер этой компании в Новосибирске — «СЛК-моторс»), их пассажиры возлагали венки на военных монументах. Таковые есть почти в каждом населенном пункте, но участники «Сибирского кольца» почтили память павших потомков в Карасуке (Новосибирская область), Славгороде и Белокурихе (Алтайский край), Горно-Алтайске (столице Республики Алтай), Таштаголе (Кемеровская область), Томске и Новосибирске. Кроме того, посещались и другие попадавшиеся по пути монументы. Общий вывод: они сильно похожи друг на друга, но состояние их везде существенно различается. Тем не менее в целом местные власти следят за историческими памятниками.

Вторая задача автопробега лежала в практической плоскости: водителям и пассажирам новеньких машин предстояло провести не только их тест-драйв в условиях сибирской реальности, но и оценить качество дорог регионального подчинения — то есть тех, за строительство и эксплуатацию которых отвечают ТУАДы. И поездки по которым пока не пользуются широкой популярностью в силу малоизвестности маршрутов. Именно поэтому путь был проложен через райцентры и города, лежащие вдали от федеральных магистралей. Общий вывод неутешителен. Как признал пресс-секретарь Федерации автовладельцев России Алексей Носов, дороги в стране, и в Западной Сибири в частности, одинаково плохи. И если федеральные трассы плохи потому, что по ним проходит солидный трафик и они чисто физически быстрее разрушаются, то региональные дороги плохи потому, что просто плохо ремонтируются. Расхожий в Сибири стереотип о высоком качестве дорожного полотна в Кузбассе пришлось списать в утиль: в целом тут с дорогами действительно дела обстоят получше, чем в соседних Новосибирской области или Алтайском крае, но ведь и плотность дорожного покрытия в угольном регионе на порядок ниже близлежащих регионов. Потому и денег дорожникам Кузбасса хватает, хотя бы на главные магистрали. Тем не менее будущее гравийно-грунтовой дороги от Турочака до Таштагола, связавшей с прошлой осени Кузбасс и Горный Алтай, вызывает опасения: ее просто может размыть горными ручьями.

Наконец, третья задача состояла в оценке качества придорожного сервиса. Впрочем, сделать однозначный вывод по итогам поездки очень сложно: остановок в пути было мало, а точки обедов, ужинов и ночлегов были определены организаторами заранее и потому не вызывали опасений. И все-таки разница оказалась фантастической: от законсервированного «совка» в Славгороде, где, казалось, время замерло еще 20 лет назад, до курорта европейского уровня в Белокурихе или вполне качественного обслуживания в Томске. Причем цены везде были почти одинаковые. В общем, местным жителям, для которых не составляет труда сесть за руль и рвануть на отдых в соседние регионы, жаловаться не на что: и доехать, и поесть, и поспать получится наверняка. Но все-таки, как признались автолюбители, рулившие колонной, в дорогу лучше брать канистру с бензином — иначе может оказаться, что или заправок не будет, или они будут закрыты, или бензин там будет такой, что лучше бы его не было вовсе...

Автопробег решено сделать традиционным. И выбирать для него новые маршруты — благо Сибирь богата местами, которых еще нет на карте дорожного туризма страны. По итогам поездки также будет снят документальный фильм и подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию качества дорог и придорожного сервиса.