Гонка за ТБД

Вадим Пономарев
23 июля 2010, 18:46

Сегодня на Челябинском трубопрокатном заводе состоялось открытие нового цеха по производству труб большого диаметра (ТБД), в строительство которого было вложено 21 млрд рублей.

Кнопку пуска нового производства, по уже сложившейся российской традиции, должен нажать премьер-министр Владимир Путин. Ровно год назад он таким же образом давал старт началу работы стана-5000 на расположенном в этом же регионе Магнитогорском металлургическом комбинате. Столь же традиционно перед приездом премьера новый цех освятили. Молебен «Перед началом всякого доброго дела» совершил благочинный Северного Челябинского округа, настоятель Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Игорь Рысенко. Новый цех по производству труб большого диаметра (ТБД) на Челябинском трубопрокатном заводе ( ЧТПЗ ) включает в себя участки сварки, отделки, внутреннего и наружного антикоррозионных покрытий труб диаметром 508-1420 мм с толщиной стенки до 48 мм, классом прочности до Х100.

Поставщиком оборудования выступила немецкая компания SMS Meer. «В оборудование цеха заложено немало инновационных разработок, которые позволят выпускать трубы большого диаметра высочайшего уровня. Это будет самое современное трубное производство в России с уникальными, экологически безопасными технологиями, обеспечивающими высокое качество продукции, способное удовлетворить любым, в том числе перспективным, требованиям рынка трубопроводного транспорта», - заявили сегодня на челябинском предприятии.

Строительство цеха было начато в 2008 году на деньги самого завода, а достраивался он уже на кредит Газпромбанка (5 млрд руб), который тот выдал челябинскому предприятию в конце прошлого года под госгарантии. До конца этого года  новым цехом ЧТПЗ будет выпущено около 50 тыс. тонн продукции, которая пойдет на строительство магистральных трубопроводов в районах шельфовых разработок, сейсмически активных зонах, вечной мерзлоте, труднодоступной местности, при прокладке подводных и морских трубопроводов. Выход на проектную мощность – 600 тыс. тонн в год – запланирован на следующий год.

Сегодняшнее мероприятие поразительно похоже на то, в котором премьер участвовал год назад в Магнитогорске, когда Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова запустил в эксплуатацию оборудование для производства толстолистового проката, стан-5000. Правда инвестиций там было поболе – 40 млрд рублей, но заканчивали его металлурги также с помощью государства. Государственный Сбербанк в общей сложности предоставил на достройку стана 15 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей сроком на два года Сбербанком были выделены в разгар острой фазы кризиса (в декабре 2008 года). И оборудование там стоит того же машиностроительного концерна SMS.

Правда на этом схожесть и заканчивается. Стан в Магнитогорске стал первым  металлургическим проектом такого уровня в постсоветской России. ЧТПЗ же фактически стал последним из крупных российских металлургических комбинатов, кто обзавелся собственным цехом по производству труб большого диаметра. Сами-то трубы компания выпускает давно. Из них построены почти 70% существующих российских газо- и нефтепроводов. Но не было возможности делать самые дорогие трубы – диаметром свыше полуметра. У основных же конкурентов челябинских трубников - Объединенной металлургической компании (ОМК), Трубной металлургической компании (ТМК) - такие цеха уже есть. И за счет этого ОМК, например, выигрывает тендеры на поставку ТБД не только в Россию, но и на международные проекты – магистральные газопроводы Nord Stream и САК (Средняя Азия — Китай). Однако в ЧТПЗ считают, что у их цеха есть кардинальное преимущество – право «первой ночи» на получение сляба (заготовки для производства труб)  со стана-5000 из Магнитогорска. По сути, эти два проекта и задумывались  владельцами ММК и ЧТПЗ как единое технологическое целое, при котором трубопрокатный завод будет забирать 40% выпускаемого в Магнитогорске толстолистового проката. Магнитогорский стан-5000 рассчитан на производство около 1,5 млн тонн продукции в год, в том числе около 0,3 млн тонн в год термически обработанного листа.

Вторая надежда ЧТПЗ – как таковой увеличивающийся спрос на ТБД, связанный с реализацией Газпромом и Транснефтью мегапроектов по строительству новых нефте- и газопроводов большого диаметра. Коллеги челябинских трубников это уже почувствовали на себе. ТМК, например, в прошлом году на 20% увеличило отгрузку своих ТБД по сравнению с 2008 годом. Такую динамику меткомпания объясняет реализацией в это время основных трубопроводных проектов Газпромом (газопроводы Сахалин - Хабаровск - Владивосток и Починки – Грязовец) и Транснефтью (нефтепроводы Восточная Сибирь -Тихий океан-2 и Балтийская трубопроводная система-2). ОМК в 2009 году произвела 967 235 тонн этой продукции,  что на треть больше, чем в 2008 году. Основными точками приложения сил для компании стала поставка больших труб для Газпрома (газопровод Nord Stream), Транснефти (ВСТО) и транснационального проекта по строительству магистрального газопровода Средняя Азия — Китай (САК). Та же тенденция продолжилась и в этом году. За пять месяцев этого года Горьковская железная дорога перевезла в направлении Дальнего Востока в три раза больше продукции Выксунского метзавода (входит в ОМК), чем за это же время 2009 года. А Волжский трубный завод (входит в ТМК) за это же время увеличил отгрузку своей «большой» продукции на Приволжскую железную дорогу на 60%. В свою очередь, и  Северсталь Алексея Мордашова сообщила о том, что входящий в ее состав Ижорский трубный завод (ИТЗ) в 2010-2011 годах поставит АК «Транснефть» более 130 тыс. тонн труб большого диаметра для строительства второй очереди нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-2) и 35 тыс. тонн ТБД для строительства трубопроводной системы Пурпе - Самотлор,  предназначенной для создания перемычки между западной и восточной составляющими российской трубопроводной системы.

Конечно, ВСТО-2, БТС-2 и другие нефтегазовые проекты имеют обыкновение заканчиваться. Однако очевидно, на ЧТПЗ считают, что продукции нового цеха по производству ТБД найдется место и в России, и за рубежом. Поэтому и название этому проекту дали амбициозное - «Высота 239». Во-первых, 239 метров – это высота географической точки, где строится цех, соответствующая высоте южной части Уральского хребта над уровнем моря. Во-вторых, это самое высокое место расположения подобного производства в трубной отрасли России.