Контролируемый рост

Екатерина Шохина
7 июля 2010, 18:26

Сегодня на ММВБ прошло первичное размещение акций компании «Русские навигационные технологии». Она стала первой публичной компанией сектора систем мониторинга транспорта. РНТ специализируется на спутниковом мониторинге автотранспорта с использованием систем GPS и ГЛОНАСС (представляет продукцию под торговой маркой «Автотрекер»).

Это уже второе с начала года и третье с прошлого года IPO инновационной компании, прошедшее в секторе инновационных и растущих компаний ММВБ. В конце прошлого года на биржу вышел Институт стволовых клеток человека, а в начале этого лета – фармакологическая компания «Диод».

РНТ выставила на биржу чуть более 18% акций и собрала при этом чуть больше 300 млн рублей (цена за одну обыкновенную акцию составила 85,23 рубля, что близко к нижней границе ценового диапазона). Исходя из этого ориентира капитализация компании после допэмиссии составит 1,663 млрд рублей, или 53,5 млн долларов. Как заявил исполнительный директор РНТ Иван Нечаев, привлеченные в ходе IPO средства компания планирует потратить на выход в страны ближнего и дальнего зарубежья, а также организацию операторского бизнеса.

По итогам 2009 года выручка РНТ составила 210,2 млн рублей против 140,9 млн рублей годом ранее, EBITDA выросла до 44,4 млн рублей с 785 тыс. рублей, чистая прибыль – до 36,4 млн рублей с 1,4 млн рублей. У компании 13 региональных представительств и дилерская сеть в 40 регионах России. После IPO структура собственности компании представлена следующим образом: 30,74% – структуры ВТБ, 26,64% – гендиректор РНТ Борис Сатовский, 24,59% – Fiazior Holding (структура менеджмента), 18,03% – free float.

Как отмечает управляющий директор инвестиционного банка «Открытие» (организатор размещения) Роман Лохов, все выставленные акции нашли своего покупателя, «спрос был как со стороны частных инвесторов, так и со стороны профессиональных участников рынка». То, что цена размещения находится ближе к нижней границе ценового диапазона, по словам Лохова, свидетельствует не о слабом интересе со стороны инвесторов, а «о желании эмитента учитывать интересы своих новых акционеров, увеличивая потенциал для роста их акций».

Участники рынка считают, что купившие акции компании инвесторы не прогадают, но существенную прибыль, возможно, получат и не скоро.

«Компания „Русские навигационные технологии” на протяжении последних лет занимает второе место на быстро растущем российском рынке телематики (мониторинга и управления транспортом на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS). Безусловным лидером данного сегмента является только компания „М2М Телематика”», – отмечает старший аналитик федерального сетевого оператора ОАО «Навигационно-информационные системы» Андрей Ионин. Эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов Михаил Фадеев подчеркивает разницу: М2М работает в основном с госструктурами и продвигает ГЛОНАСС по госзаказам, а РНТ специализируется на работе с частным бизнесом. В числе клиентов РНТ «Роснефть», ТНК-ВР, «Татнефть», банк «Русский Стандарт» и «Промсвязьбанк». За день до IPO РНТ объявила о завершении проекта по созданию системы мониторинга автотранспорта в НПО «Мостовик», занимающегося строительством объектов зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

По словам Фадеева, приемники GPS и ГЛОНАСС способны существенно сократить издержки российских компаний, поскольку отслеживают не только путь корпоративных автомобилей, но и уровень топлива, загруженность, состояние водителя. «С помощью навигационных систем можно на 40% сократить расходы на транспорт. В крупных компаниях – таких как „Норникель”, например, экономия может достигать сотен и даже тысяч миллионов долларов. Ведь системы исключают воровство топлива и товара (датчики топлива и загруженности автомобиля говорят об этом), несанкционированные поездки на служебном транспорте, позволяют укоротить маршрут и многое другое», – говорит Фадеев. Комплект навигационной системы GPS стоит около 15 тыс. рублей, ГЛОНАСС – 25-30 тыс. рублей.

При этом, подчеркивают эксперты, рынок телематики в России только начал свое становление, и темпы его роста в ближайшие годы будут большие. По подсчетам Фадеева, рынок растет как минимум  двукратно каждый год.

«Сейчас объем российского рынка составляет всего 1% от мирового, – говорит Ионин. – В этой ситуации выход РНТ на IPO (пусть на внутреннем рынке и в небольших объемах) свидетельствует в первую очередь об уверенном становлении российского рынка телематики. Поэтому это событие можно только приветствовать».

По данным самой РНТ, на текущий момент в РФ системами мониторинга оборудованы лишь 250 тыс. единиц коммерческого транспорта (при общем их количестве – 8,3 млн штук). Таким образом, уровень проникновения спутниковой навигации составляет около 3%, оставляя большой потенциал роста. Стоит отметить, что уровень проникновения спутниковых систем по миру в целом также не очень высок. США занимают первую строчку по этому показателю (11,5%), в Европе он колеблется от 1,4% до 17% в зависимости от государства и в среднем составляет 5,4%. РНТ считает, что к 2014 году (с окончанием оснащения госсредств системами мониторинга) уровень проникновения по РФ обгонит среднеевропейский и вырастет с текущих 3% до 16,6%. С учетом сохранения текущего положения сил в секторе, когда две его трети контролируются тремя ведущими игроками – «М2М-Телематика», РНТ и ЕНДС, – компания, судя по ее прогнозам, рассчитывает на кратное общему приросту увеличение выручки. К 2014 году РНТ ожидает выручку в размере 1,9 млрд рублей.

В то же время, считает руководитель отдела акций ИФД «Капиталъ» Константин Гуляев, цена размещения хоть и находится на нижней границе ценового диапазона, но все равно несколько завышена. Все последние IPO проходят по одной схеме, подчеркивает эксперт. Размещаются дорого, в первые дни их акции растут, и создается спекулятивный спрос, а потом падают ниже цены размещения. Так было и с Институтом стволовых клеток, и с «Диодом». «Это понятно. В условиях затруднительного доступа к другим видам финансирования собственники хотят „срубить” как можно больше денег. В этом их поддерживают и организаторы – инвестбанки – крупных клиентов у них нет, поскольку инвесторы еще не готовы к миллиардным размещениям, и они делают все возможное, чтобы получить как можно большее вознаграждение с мелких», – говорит Гуляев.