Казахстанские посланники

Олег Краснов
1 сентября 2010, 17:57

Выставочные залы лондонского отделения аукционного дома Christie’s сменили «экспозицию» — вместо привычных аукционных лотов здесь выставляются работы из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Кастеева, дополненные картинами из частной коллекции мецената Нурлана Смагулова. Christie’s, ведущий активную деятельность в Казахстане, таким образом решил познакомить публику с работами казахских художников, разбавив их, однако, уже привычными для европейского глаза полотнами русских классиков и авангардистов. Причем познакомить не только с шестидесятниками, но и с современными авторами.

Музей Кастеева — крупнейшее в Средней Азии государственное собрание произведений искусства. В его фондах более 22 тыс. живописных работ, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства Казахстана, России, Европы, Америки и народов стран Востока. Он был основан в 1976 году в результате слияния двух собраний — Казахской государственной художественной галереи имени Тараса Шевченко и Республиканского музея прикладного искусства. Ядра коллекций, как водится, формировались еще в 1930-е годы, когда ведущие музеи Страны Советов распределяли свои фонды по провинциальным музеям всех союзных республик. Так, из Третьяковки, ГМИИ имени А. Пушкина, Эрмитажа и Русского музея в Алма-Ату попали многие бесценные шедевры.

 pic_text1 Репродукция картины «Провинция», Борис Кустодиев
Репродукция картины «Провинция», Борис Кустодиев

К примеру, давно ставшая хрестоматийной «Беспредметная композиция» (1910-е годы) Ольги Розановой, относящаяся к супрематическому периоду творчества художницы, или картины Кустодиева, Кончаловского, Дейнеки, Фалька и многих других.

Конечно, большую часть коллекции как нынешнего музея, так и выставки в Лондоне составляют работы казахских мастеров. Картины поступали в музеи из частных коллекций, из рук самих художников и распространенных в советское время госзаказов на всесоюзных и всероссийских ярмарках и выставках. В Лондоне выставлены монументальные полотна Молдахмета Кенбаева «Беседа» (1958) и Канафии Тельжанова «На земле дедов» (1958) и «Кокпар» (1960), картина Салихитдина Айтбаева «Счастье» (1966), ставшая своего рода манифестом для казахской национальной школы живописи с ее плоскостностью, образностью и цветовой насыщенностью.

 pic_text2 Репродукция картины «В Крыму», Александр Дейнека
Репродукция картины «В Крыму», Александр Дейнека

Интересно, что к казахским художникам здесь присоединились и невольные мигранты-русские, высланные при советской власти в Казахстан за «формализм» и «приверженность западной традиции». Так в музеях оказались работы, например, Владимира Стерлигова.

Современные авторы представлены полотнами из коллекции Нурлана Смагулова и стали весьма органичной частью экспозиции — они как нельзя лучше дополняют выставку из музея Кастеева. Здесь, в частности, несколько из более чем 30 живописных работ, находящихся в собрании, Жанатая Шарденова (1927–1992), обладавшего исключительной виртуозной манерой писания, картины и скульптуры Абдрашита Сыдыханова и Кенжебая Дуйсенбаева, а также их графические работы.