Регулирование и собственность

Посылка: развитие капитализма ведет к обобществлению (разделению и кооперации труда, концентрации, централизации, комбинированию и т. п.) производства. Выводы: обобществление собственности в рамках государства (национализация) и замена свободных рыночных отношений между государственными предприятиями планированием (общество как фабрика: между цехами и участками торговли нет, работают по единому плану). Такова логика марксистов в кратком изложении. Логика «приватизаторов» 1990-х годов, как и современных, та же: передать государственные предприятия в частные руки — и вот он, свободный, конкурентный рынок.

Что вышла добытая подобным образом «рыночная» экономика кривобокой, как до того была плановая, по обычаю приписали несовершенству народа: не Хайека же с Фридманом (Маркса с Лениным) порочить. И по сию пору широкие массы трудящихся (в том числе в правительстве и экономических министерствах) плохо понимают различия обобществления производства и собственности, как и производных от них понятий свободы рынка, регулирования и планирования. Вот сказал вчера руководитель аппарата правительства Собянин: «Величина государственной экономики достигла критического порога, дальше идти туда опасно», каждый второй занятый в российской экономике работает в госсекторе, надо развивать более конкурентную среду. Прямое отождествление формы собственности и конкуренции. Опасность же не в объеме госсобственности как таковом, а в формах управления ею.

У представления об «обществе как единой фабрике» два изъяна. Первый — неотчетливое осмысление того, что объединение крупных предприятий суть явление существенного иного уровня обобществления, чем объединение участков и цехов в фабрику. Второй — отвлечение от правила Коуза, согласно которому предприятия существуют потому, что транзакционные издержки административного управления рабочими ниже, чем торговли между ними и управляющими (см. Coase, R. «The Nature of the Firm», 1937). Из сказанного прямо следует, что далеко не всегда планирование из центра (аналог управления фабрикой) экономически эффективнее рынка. Тогда как в СССР даже обувные мастерские и столовые были объединены в управления, тресты, главки и т. д. Однако неверно и обратное: что свободные рыночные отношения между частными предприятиями всегда выгоднее для народного хозяйства, чем государственное регулирование и планирование. Это опять же зависит от уровня обобществления, или, иными словами, распределения прав собственности. Теорема Коуза есть лишь иное выражение теории обобществления. В обоих случаях критерием распределения прав собственности является уменьшение транзакционных издержек (на советском языке — повышение эффективности общественного производства).

Понятие прав собственности в экономической науке пока не нашло полноценного математического выражения: это сложный комплекс отношений, даже качественно пока исчерпывающим — инструментальным — образом не описанный (см. обзор здесь). Между мелкой мастерской, где хозяин, управляющий и работник — одно лицо, и полностью государственной административно управляемой единой энергетической системой лежит большое число промежуточных форм, каждая из которых более эффективна, чем другие, при определенных условиях. В частности, жестко управляемое ведомством госпредприятие и государственное же предприятие, свободно плавающее в волнах конкуренции, принадлежат к различным (экономически) формам или режимам собственности (являются разными «распределениями прав собственности»), даже если юридически они одинаковы: ОАО, ЗАО, ООО и т. д. (Условно пригодный пример — государственные корпорации и государственные ОАО.)

Сказанное означает, что повышение меры свободы конкуренции возможно и при сохранении предприятий в государственной собственности. Важно, в каком «режиме управления» со стороны государства они находятся, сколькими «степенями свободы» наделены (это все синонимы распределения прав собственности). Если проверяющие органы могут по своему произволу клевать печень дирекции и на каждый чих составляется и утверждается не один месяц кипа бумаг, даже самые крупные предприятия лучше делать частными: вреда экономике от их монополизма будет меньше, чем от стесняющего их бюрократизма, порождающего искусственные транзакционные издержки. Однако решать проблему бюрократизма в экономике (и тем более злоупотреблений чиновников) приватизацией госимущества — все равно что для тонкой настройки частоты радиоприемника пользоваться обухом топора. Неотложная задача правительства (в общем виде стоящая перед ним с 1992 года) — устранение чисто бюрократических, искусственных препятствий, предоставление управляющим свободы и установление систем контроля, соответствующих потребностям производства. Продавать ли предприятия частнику — вопрос третьей важности: он сам страдает от избытка бюрократических стеснений и злоупотреблений не сильно меньше госпредприятий, так что теоретически мера «частности» частной собственности в РФ далека от идеальной.

Самое же главное — если и продавать, так по самой выгодной для государства цене. Сначала добиться эффективного управления и тем возвысить рыночную стоимость государственных активов. И только потом выставлять на продажу: за запущенные предприятия свою цену не дадут. Как и в 1990-х, купят по бросовой, с расчетом на быструю перепродажу, а не долгие занятия отладкой управления и производства. Подразумеваю, пора правительству отрешиться от крепко засевших перестроечных иллюзий, что его дело — исключительно макроэкономика, и если ею управили грамотно, все прочие беды «невидимая рука» сама разведет. Микроэкономическая наладка госпредприятий для будущей ли продажи или для долговременного владения (это все равно: в обоих случаях управление должно быть поставлено по гамбургскому счету) — первейшая задача любого правительства, а тем более заново выстраивающего переходную от административной рыночную экономику. Другой вопрос, как и кому этим заниматься? Не имеющим личного предпринимательского опыта чиновникам это дело непонятно. Однако, как не раз уже писал, неплохо было бы, в частности, широко применить к госсобственности замечательную инновацию последнего полустолетия — фонды прямых инвестиций (правительство уже и думает в этом направлении). Сами же ФПИ строить в основном под Пенсионным фондом, чтобы выгода от государственной собственности досталась тем, кто ее и создавал, но уже неработоспособен. Продолжая ранее начатую тему, туда же направить и те 90% акций предприятий, приватизированных не в экономических целях, но для «остановки коммунизма», которые их нынешние собственники, люди совестливые и порядочные, добровольно вернут ветеранам.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама