Датчане игнорируют Шенген

Москва, 06.07.2011
Власти Дании возобновили сплошной пограничный контроль на своих сухопутных границах – по мнению властей Германии, это грубо нарушает принципы Шенгенского визового соглашения.

Фото: AP

«Если датчане в разгар отпускного сезона вводят контроль на границах, я могу посоветовать только одно: развернуться и ехать отдыхать в Австрию или в Польшу!» − министр по делам Европы немецкой федеральной земли Гессен Йорг-Уве Хан кипел от негодования, когда общался с журналистами на тему внезапного ужесточения Данией контроля на границе с Германией. Всего несколько дней назад при въезде в Данию автомобилисты видели лишь обычный пограничный знак «Дания» и информационный щит, информировавший водителей о том, какие ограничения скорости действуют в стране. Эта ситуация изменилась в одночасье. Начиная со вчерашнего дня, словно десятки лет назад, водители вынуждены останавливаться перед пограничным контролем, предъявлять документы и открывать багажник машины: таможенные и пограничные власти не пропускают в Данию иностранцев без тщательного досмотра.

Официальное объяснение датских властей − необходимость усиления борьбы с международной преступностью. Главная проблема, стоящая на пути этой борьбы, по словам чиновников − Шенгенское визовое соглашение. Договор, подписанный в люксембургском городке Шенген на границе с Германией и Францией, упразднял регулярный контроль на границах между государствами − членами соглашения. В соответствии с соглашением практически все иностранцы, обладающие визой или видом на жительство одного государства шенгенской зоны, получали право свободно передвигаться по всей территории стран-участников соглашения. Как заявляют власти Дании, снятие контроля на границе привело к тому, что страну наводнили как нелегальные иммигранты, так и торговцы наркотиками. Именно поэтому власти восстановили контроль документов и транспорта на сухопутных пограничных переходах − на южной границе с Германией, а также на мосту, соединяющем северо-восточное побережье страны со Швецией.

Постороннему наблюдателю может на первый взгляд показаться, что в восстановлении контроля нет ничего страшного. Все граждане ЕС, а также легально находящиеся в шенгенской зоне иностранцы так же имеют право свободно въехать в Данию − для этого им достаточно лишь показать удостоверение личности или заграничный паспорт. Кроме того, сложно говорить о действительно полностью перекрытой границе: по официальным данным, единовременно в пограничном контроле участвуют лишь 50 чиновников: 20 на границе со Швецией и 30 − на основной автомагистрали, ведущей в Германию. Немецкие политики, однако, крайне обеспокоены самим прецедентом введения регулярного пограничного контроля. «Нам нужны не закрытые, а открытые границы», − заявил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и указал на нарушение датчанами духа Шенгенских соглашений.

В самом деле − решение властей Дании выглядит более чем спорным. Простое наблюдение за политической дискуссией в Дании показывает: идея закрытия границ является исключительно предвыборной темой, поднимаемой праворадикальными партиями. По-настоящему всерьез она стала обсуждаться в Дании после начала событий в Тунисе и Ливии, когда на итальянский остров Лампедуза хлынул поток беженцев из этих африканских стран. Именно тогда французские власти, испугавшись возможного наплыва этих мигрантов во Францию через Италию ввели регулярный полицейский контроль поездов, следовавших в страну из сопредельных итальянских регионов. О подобном контроле заговорили и политики консервативной баварской партии ХСС (Христианско-социальный союз), а также датчане.

Однако если немецкие политики вскоре оставили идею закрытия границ (итальянская Лампедуза была слишком далеко от Германии, и издержки от закрытия границ превышали выгоды от возможной поимки нескольких добравшихся до Германии нелегалов), то датчане взялись за дело всерьез. Причина проста: правящая в Дании либерально-консервативная коалиция имеет в парламенте лишь незначительное большинство. Этого большинства недостаточно для уверенного проведения в жизнь масштабной пенсионной реформы − и коалиция решила заручиться голосами третьей крупнейшей партии страны, праворадикальной Датской народной партии. Именно поэтому коалиция пошла навстречу праворадикалам в одном из ключевых их требований − закрытии границы.

Пока неясно, как долго продлятся подобные меры. Датские политические обозреватели полагают, что контроль на границе продлится как минимум до ноября, когда в стране пройдут очередные парламентские выборы. В таком случае возобновленный контроль на внутренней европейской границе окажется самым долгим с момента упразднения внутренних визовых барьеров. В последние годы регулярные визовые проверки вводились в Европе лишь крайне эпизодически − например, во время чемпионатов по футболу, чтобы не допустить в страны проведения агрессивных болельщиков, занесенных в черные списки европейских полицейских ведомств.

Берлин

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама