Рекорды скорости и тоннажа

Вадим Пономарев
25 августа 2011, 10:56

Второй по величине отечественный добытчик газа – «НОВАТЭК» отправил по Северному морскому пути (СМП) крупнейший за всю историю СМП танкер с газовым конденсатом. Если все пройдет удачно, то Северный Ледовитый океан станет привычным маршрутом транспортировки российского углеродного сырья в Азию.

Фото: РИА Новости
Танкеры с грузом НОВАТЭКа интенсивно осваивают Северный морской путь

Сквозное транспортное движение по Северному морскому пути – вдоль побережья Северного ледовитого океана, началось еще в конце 30-х годов прошлого века. Однако впервые по этой трассе сейчас из Мурманска в Таиланд с грузом газового конденсата НОВАТЭКа идет крупнотоннажный танкер компании «Совкомфлот» типоразмера Suezmax дедвейтом более 160 тыс. тонн. До этого в навигацию 2011 года из Мурманска в страны азиатско-тихоокеанского региона с новатэковским грузом уже прошло три танкера типоразмера Panamax дедвейтом более 60 тыс. тонн каждый – Perseverance, STI Heritage и Marilee. Причем STI Heritage с помощью атомных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» установил новый рекорд скорости прохождения по Северному морскому пути. Он прошел СМП за восемь суток (средняя скорость проводки судна составила 14 узлов). Супертанкер «Владимир Тихонов» тоже должен преодолеть Севморпуть за восемь или девять дней. По трассе его поведет атомный ледокол «50 лет Победы», к которому у Новосибирских островов присоединится атомоход «Ямал». «Атомоход "Ямал" будет ждать караван у Новосибирских островов, где чуть побольше льда. Вообще, мы не ожидаем от этого рейса каких-либо трудностей, поскольку дорога уже проверенная, капитаны атомоходов уже водили несколько крупнотоннажных танкеров, и сейчас на СМП самое благоприятное время для прохода судов – тяжелого льда нет вовсе», – отметил в интервью РИА «Новости» начальник управления перспективного развития эксплуатации флота «Росатомфлота» (входит в госкорпорацию «Росатом») Владимир Арутюнян. Помимо танкера «Владимир Тихонов» НОВАТЭК до конца навигации – в сентябре-октябре – намерен отправить по трассе СМП как минимум еще два танкера класса Panamax. Общий объем газового конденсата НОВАТЭКа, по словам зампредседателя правления компании Михаила Попова, который в эту навигацию планируется перевезти через СМП, составит более 420 тыс. тонн.

Интерес НОВАТЭКа к Северному морскому пути напрямую связан с освоением им газовых залежей полуострова Ямал и реализацией проекта «Ямал СПГ», в рамках которого планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение и построить на полуострове завод по сжижению природного газа. Наиболее бурными темпами растет рынок газа в Азии. Привезти его туда с Ямала можно либо через Индийский океан, обогнув танкером Европу (длина этого маршрута до Йокогамы, например, составляет около 13 тыс. морских миль), либо через Северный морской путь (меньше 8 тыс. морских миль). Естественно, НОВАТЭК выбирает второй вариант. С  выходом ямальского завода СПГ на планируемую мощность компания намерена ежегодно перевозить по Северному пути 15 млн тонн сжиженного природного газа и до 1 млн тонн конденсата. Поэтому сейчас отечественный газодобытчик с помощью российских моряков отрабатывает наиболее оптимальные пути движения крупнотоннажных танкеров по СМП, в частности, севернее Новосибирских островов. Причем благодаря интенсивному таянию северного льда танкеры компании смогли проложить новый маршрут – севернее Новосибирских островов. «Этот маршрут позволяет проходить судам с осадкой более 12 метров. До этого путь пролегал через мелководный пролив Санникова, что ограничивало грузоподъемность танкеров и скорость движения», – заметил по этому поводу Михаил Попов.

Правда, удовольствие это не из дешевых. Общие инвестиции в проект «Ямал СПГ», по оценке премьер-министра страны Владимира Путина, включая строительство к 2018 году нового арктического порта Сабетта, флота танкеров – газовозов ледового класса и самих новых атомоходов, могут составить до 1 трлн рублей. Но правительство уже заявило, что намерено принять непосредственное участие в создании новой северной транспортной инфраструктуры, поскольку она будет способствовать возрождению всего Северного транспортного пути. В «Совкомфлоте» также подчеркивают, что трассы, по которым сейчас идут танкера НОВАТЭКа, впоследствии тоже будут использоваться другими судами, которые в перспективе будут осуществлять морские транспортировки энергоресурсов с шельфовых арктических месторождений России.