Добавили газу

Вадим Пономарев
5 сентября 2011, 13:45

Правительство утроило газовые запасы НОВАТЭКа, необходимые для обеспечения работы завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Сам газодобытчик с помощью французов готовит технико-экономическое обоснование проекта и отрабатывает его логистику.

Фото: novatek.ru
Правительство стимулирует НОВАТЭК к строительству завода по сжижению природного газа на Ямале

Правительство предоставило  «дочке» крупнейшего частного отечественного газодобытчика НОВАТЭК – «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз» – право пользования недрами еще четырех лицензионных участков на Ямале с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородов. Геофизическое и Салмановское (Утреннее)  месторождения расположены на Гыданском полуострове Ямало-Ненецкого автономного округа и обладают запасами по категориям ABС1+С2 978,6 млрд кубометров газа и 46,3 млн тонн жидких углеводородов. Ресурсы Северо-Обского и Восточно-Тамбейского участков недр, расположенных в акватории северной части Обской губы, оцениваются в 1,8 трлн кубометров газа и 220,7 млн тонн жидких углеводородов. «Новые лицензионные участки значительно расширяют ресурсную базу компании, обеспечивают доступ в район с огромным ресурсным потенциалом и будут способствовать реализации долгосрочной стратегии развития НОВАТЭКа, заявил по этому поводу председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон.

В том, что эти участки достанутся НОВАТЭКу, особых сомнений ни у кого не было. Они расположены в непосредственной близости от полуострова Ямал, где НОВАТЭК в сотрудничестве с французской Total в 2016-2018 годах намерен запустить первую очередь крупнейшего в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Ресурсной базой этого проекта по ежегодному производству на севере России 15 млн тонн СПГ было определено принадлежащее НОВАТЭКу на Ямале Южно-Тамбейское месторождение (запасы – 1,3 трлн куб. м) и два месторождения «Газпрома»: Северо-Тамбейское (724 млрд куб. м) и Западно-Тамбейское (101 млрд куб. м). Однако еще в прошлом году правительство решило расширить ресурсную базу этого проекта и включить в нее Северо-Обский, Восточно-Тамбейский, Салмановский и Геофизический участки с совокупными запасами около 2,4 трлн куб. м газа. Поэтому хоть конкурс на эти четыре газоносных участка и был объявлен, но был признан несостоявшимся, поскольку единственным претендентом на них была «дочка» НОВАТЭКа. Ей они сейчас и достались по, очевидно, стартовой цене – чуть меньше 7 млрд рублей.

Пока, правда, неясно, увеличит это срок работы завода или объем мощностей по производству СПГ. Ряд источников утверждал, что увеличение только новатэковской ресурсной базы проекта «Ямал СПГ» в три раза может привести к увеличению мощности завода до 30, а то и до 50 млн тонн СПГ в год. В самой компании до окончания работы над технико-экономическим обоснованием проекта этот вопрос не комментируют.

Зато НОВАТЭК интенсивно наращивает добычу газа на своих ныне разрабатываемых месторождениях – в первом полугодии этого года природного газа компания добыла на 43,3% больше, чем в первом полугодии прошлого года, жидких углеводородов было добыто на 34,9% больше соответственно. А выручка компании за это время выросла на 59,9% по сравнению с первым полугодием 2010 года.

Кроме того, газодобытчик уже сейчас прорабатывает логистику проекта. Наибольший спрос на ямальский СПГ ожидается в странах азиатско-тихоокеанского региона: Японии, Сингапуре, Таиланде. Кратчайший путь его доставки туда – крупнотоннажным танкером вдоль побережья Северного ледовитого океана – Северным морским путем (СМП). Это практически вдвое короче, чем отправлять танкер в Японию вокруг Европы и через Индийский океан. Поэтому в этом году впервые в истории СМП атомоходы «Росатомфлота» провели через Севморпуть танкер «Совкомфлота» типоразмера Suezmax дедвейтом более 160 тыс. тонн, груженный новатэковским газовым конденсатом. Правда, удовольствие это не из дешевых. По оценке правительства, проект «Ямал СПГ» может потребовать до 1 трлн рублей инвестиций. Ведь нужно будет вложиться не только в освоение семи ямальских месторождений и построить сам завод по сжижению природного газа, но и создать к 2018 году на полуострове новый арктический порт Сабетта, флот из 20 танкеров – газовозов ледового класса типоразмера Suezmax и выстроить логистику по всему Северному морскому пути. Но дело того стоит. «Уникальное месторасположение Ямала дает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки СПГ в азиатско-тихоокеанский регион через Северный морской путь», – уверен губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО)  Дмитрий Кобылкин. Энтузиазм главы Ямала понятен – даже с учетом всевозможных льгот, которые проекту «Ямал СПГ» предоставляются на федеральном и региональном уровнях, объем налоговых поступлений в региональный бюджет ЯНАО от реализации этого проекта до 2030 года составит 300 млрд рублей.