Топливная стабилизация

Али Алиев
6 сентября 2011, 09:15

Московские аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково работают в штатном режиме, необходимые запасы топлива имеются, сообщают представители аэропортов. В петербургском аэропорте Пулково никаких проблем с авиационным топливом не было на прошлой неделе, не возникло их и сегодня. Схожая ситуация в подавляющем большинстве воздушных гаваней страны.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Аэропорты российских регионов обеспечены топливом, и проблем с заправкой самолетов нет

В конце августа появились данные о том, что в аэропортах московского авиационного узла запасы авиационного керосина снизились до критической отметки. Генпрокуратура в понедельник начала проверку, сообщив, что в связи с диспропорцией спроса и предложения на рынке авиационного топлива, снижением минимальных запасов топлива, необходимых для бесперебойной работы аэропортов, возникла угроза массового нарушения прав пассажиров.

Минэнерго, Минтранс и Росавиация планируют в ближайшее время рассмотреть вопрос об увеличении минимального запаса топлива в аэропортах с трех до пяти-семи дней. Как заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко, эта мера поможет решить проблему дефицита авиационного керосина в российских аэропортах. По его словам, в настоящее время баланс производства авиатоплива существует, и проблема не является настолько острой.

В свою очередь, представители региональных аэропортов утверждают, что и пик авиаперевозок традиционно приходится на август, а в сентябре наблюдается сезонный спад. Так, к примеру, в специальном комментарии крупнейшего аэропортового комплекса Сибири и Дальнего Востока — новосибирского аэропорта Толмачево — сообщается, что топливный кризис в авиаузле отсутствует. «Во-первых, поставки авиатоплива осуществляются в плановом режиме, никаких сбоев нет. Во-вторых, глубина фактически имеющегося запаса керосина на сегодня составляет более двух недель. А в-третьих, необходимое количество в случае надобности будет приобретено на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже», — говорится в пресс-релизе.

Аэропорты Ростова, Краснодара и Астрахани также имеют достаточное количество авиационного топлива. Единственным региональным авиаузлом, где проблемы с топливом есть, остается аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. «Такое случается крайне редко», — сообщила РИА «Новости» в понедельник директор по стратегическим коммуникациям ОАО «Аэропорт Кольцово» Юлия Федотова. «Ситуация напряженная. Топлива осталось только на семь дней. Обычно запасы рассчитаны на более длительное время — несколько недель, месяц. Так, чтобы топлива было только на одну неделю, случается крайне редко», — сказала собеседница агентства. Она добавила, что в настоящее время принимаются меры для того, чтобы исправить ситуацию: ведутся переговоры с поставщиками, с органами власти.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Дмитрия Адамидова, причины сложившейся ситуации и чуть было не возникшей паники следует искать в несбалансированном управлении рынком нефтепродуктов. «ФАС не исключает сговора ВИНК, сами вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) говорят о том, что переусердствовали в создании (по поручению правительства) резерва зимнего топлива и недопроизвели авиакеросина. В любом случае налицо разбалансировка системы регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов, которая приводит к регулярным кризисам», — говорит аналитик.

Кто виноват в сложившейся ситуации, до сих пор непонятно. В «Транснефти» в минувшую пятницу заявили о проблемах с подвозом топлива по железной дороге, но в РЖД это категорически опровергли. В итоге генпрокурор РФ Юрий Чайка дал поручение московскому межрегиональному, уральскому транспортному прокурорам, прокурорам Московской и Омской областей провести проверку исполнения законодательства при поставках авиационного топлива нефтеперерабатывающими предприятиями и транспортными организациями.

В целях недопущения монополистического сговора на рынке авиационного топлива руководителю ФАС направлена информация для проведения проверки исполнения антимонопольного законодательства нефтеперерабатывающими заводами.