Вкус нефтепереработки

Вадим Пономарев
17 октября 2011, 14:39

«ЛУКойл» вошел во вкус нефтепереработки. Компания намеревается строить на своем крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (ЛНОС) третью установку каталитического крекинга, чтоб залить хорошим бензином европейскую часть России и сделать ЛНОС крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом в Восточной Европе.

Фото: ИТАР-ТАСС
В ноябре этого года на «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез» начнется строительство второй установки каталитического крекинга

ЛНОС – самый крупный нефтеперерабатывающий завод «ЛУКойла», который изготавливает почти четверть общего объема производимых компанией нефтепродуктов. Он может ежегодно перерабатывать до 17 млн тонн нефти (крупнее его по мощностям первичной переработки нефти только «Киришинефтеоргсинтез» «Сургутнефтегаза» и Омский НПЗ «Газпрома»). В конце прошлого года это предприятие фактически пережило свое второе рождение, потому как на нем был введен в эксплуатацию комплекс каталитического крекинга, позволяющий начать производство автомобильного бензина стандарта «Евро-4». Этот комплекс стоимостью почти 1 млрд долларов стал крупнейшим из построенных в России за последние четверть века и за счет конверсии вакуумного газойля в светлые нефтепродукты уже обеспечил рост производства автобензинов в центральных регионах страны. В мае завод ввел в составе этого комплекса установку фтористо-водородного алкилирования, что позволило ему перейти на выпуск бензина стандарта уже «Евро-5». Общим итогом запуска комплекса каталитического крекинга на ЛНОС стало увеличение производства высокооктановых автомобильных бензинов на 1,4 млн тонн в год – до 3,2 млн тонн, дизельного топлива – на 0,4 млн тонн (до 4,6 млн тонн). Сейчас ЛНОС может также изготавливать ежегодно до 150 тыс. тонн пропилена, который, вероятно, найдет применение в ходе создания в Нижегородской области химического кластера.

Однако «ЛУКойлу» этого показалось мало. Стратегия развития компании предполагает увеличение ею на 30-40% объемов добычи нефти в ближайшие 10 лет – с 96 млн тонн (2010 год) до 130 млн тонн в год. Но новых нефтеперерабатывающих заводов, как подчеркнул в недавнем интервью Rueners глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов, компания в это время приобретать на намерена. «В десятилетке у нас нет приобретения новых активов, связанных с downstream, только модернизация и совершенствование их экономических показателей», – подчеркнул по этому поводу президент «ЛУКойла».

Поэтому в ноябре этого года на «ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез» начнется строительство второй установки каталитического крекинга. При этом «ЛУКойл», по словам Вагита Алекперова, делает все возможное, чтобы запустить ее в эксплуатацию не в 2016-м, а в 2015 году. «Сегодня институты активно работают, чтобы сделать быструю привязку (участка). Контролирующие органы отзываются на наши просьбы по ускоренной экспертизе данного проекта, чтобы в течение 2-2,5 лет построить его», – заявил глава компании на прошлой неделе в Нижнем Новгороде. Но и это еще не все. Сразу после окончания строительства второй установки каталитического крекинга «ЛУКойл» планирует приступить к строительству третьей такой установки на ЛНОС. Об этом РИА «Новости» сообщил начальник департамента общественных связей компании Александр Василенко, подчеркнув, что решающим фактором для этого решения стало наличие подходящего земельного участка на нефтеперерабатывающем заводе и квалификация персонала.

Вкладывая немалые деньги в строительство на территории Нижегородской области установок каталитического крекинга, «ЛУКойл» явно и очевидно нацеливается на расширение поставок своего «экологического» бензина в центральные регионы европейской части страны. В Нижнем Новгороде конкурентов у него по этой части практически нет. Поэтому компания спокойно вложила 670 млн рублей в строительство новой автоматизированной нефтебазы в Кстовском районе Нижегородской области (она обеспечивает потребности в бензине самого Нижнего и прилегающих к нему промышленных центров) и еще на три года продлила генеральное соглашение о поставках горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии для нужд предприятий машиностроительной группы ГАЗ. Продукция «ЛУКойла» будет использоваться группой ГАЗ при первой заливке автомобилей на конвейере, а также будет рекомендоваться к применению на технике группы ГАЗ при послепродажном обслуживании автомобилей (!).

Правда, с желанием «ЛУКойла» из Нижегородской области «гарантированно обеспечивать центральную часть России светлыми нефтепродуктами самого высокого качества по стандартам "Евро-5"» есть небольшая проблема. На пути полного удовлетворения этого желания стоят «Газпром» и ТНК-ВР, контролирующие нефтепереработку в центральной части России («Газпром» контролирует Московский НПЗ и 50% «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтеза» (ЯНОС), ТНК-ВР – другую половину ЯНОСа и Рязанский НПЗ). Но в «ЛУКойле» полны оптимизма, потому как (пока, по крайней мере) существенно опережают своих коллег в европейской части России как по срокам модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, так и по объемам выделяемых на это денег. В ближайшие 10 лет, как заявил вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун на недавнем форуме «Россия зовет!», эта компания вложит в увеличение производства светлых нефтепродуктов 20 млрд долларов. Это даст ей возможность увеличить ежегодный выпуск высокооктановых бензинов почти до 10 млн тонн в год и сократить производство темных нефтепродуктов с 17 млн тонн до 5 млн тонн в год.