Приземлились в Самаре

Москва, 06.12.2011

Фото: ИТАР-ТАСС

Правительство Самарской области подвело итоги конкурса по выбору инвестора реконструкции международного аэропорта Курумоч в Самаре. Победителем стало ОАО «Кольцово-инвест», входящее в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. В его аэропортовый холдинг входят гавани в Екатеринбурге (Кольцово) и Нижнем Новгороде (Стригино). На очереди, вслед за Самарой, Ростов-на-Дону и, возможно, Владивосток.

Организатором конкурсного отбора выступило ОАО «Корпорация развития Самарской области». Заключение инвестиционного соглашения с победителем должно состояться до 31 января 2012 года. Согласно правилам отбора, «Кольцово-инвест» приобретает 71,1773% акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч». После реализации инвестиционных обязательств (в 2014 году) сможет докупить еще 25,0114% акций, таким образов став основным владельцем аэропорта.

Кроме «Реновы», в конкурсе принимали участие ООО «Волжское небо» (представляет Renaissance Macquarie Infrastructure Fund – СП «Ренессанс капитала» и австралийской Macquarie), ООО «Базэл-аэро» и ООО «Новапорт». Последние две структуры, принадлежащие, соответственно, Олегу Дерипаске и Роману Троценко, как известно, управляют крупными частными аэропортовыми холдингами в стране. Конкурсная комиссия сообщила, что предложения всех участников отбора были подготовлены на высоком качественном уровне. Но заявка ОАО «Кольцово-инвест» стала победителем, поскольку содержала «наиболее эффективные предложения по строительству (реконструкции, модернизации) и эксплуатации объектов аэропорта с учетом международного и российского опыта».

Курумоч занимает девятое место в России по пассажиропотоку – 1,57 млн пассажиров по итогам 2010 года. Предприятие не убыточное, но чистая прибыль невелика – всего 42,6 млн рублей (данные прошлого года). Инфраструктура аэрогавани сильно устарела. Как пишут на самарских форумах, «все помещения маленькие, туалет – ужас» или «представляю, какой шок вызывает эта халупа, гордо называемая терминалом прилета международных рейсов, у иностранцев». Так что «Ренове» предстоит сильно постараться, чтобы превратить Курумоч в крупнейший аэропорт Поволжья.

Впрочем, в «Кольцово-инвест» это понимают. Компания уже заявила, что готова вложить в развитие аэропорта более 12,3 млрд рублей. На первом этапе – до 31 декабря 2014 года (на два года раньше установленной правилами отбора даты, что и стало одним из плюсов заявки) – инвестиции составят не менее 4,3 млрд рублей. Будут построены новый пассажирский терминал площадью 35 тыс. кв. м и пропускной способностью не менее 3,5 млн пассажиров в год (по мере увеличения пассажиропотока терминал будет расширен до 60 тыс. кв. м). Кроме того, в рамках программы будет возведен новый грузовой терминал, модернизированы инженерные системы и коммуникации, включая строительство новой подстанции и котельной, реконструированы административные здания, базы наземного и технического обслуживания. На втором этапе планируется построить в аэропорту гостиницу с конференц-комплексом, увеличить площади грузового терминала, еще сильнее модернизировать инженерные системы, коммуникации и оборудование и т.д. «Победа в конкурсе в Самаре – еще один шаг к формированию полноценного холдинга, профессионально занимающегося развитием региональных аэропортов, – уже заявил член правления, директор по слияниям и поглощениям группы компаний „Ренова” Максим Майорец. – Проекты, которые сегодня реализуются в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, являются примерами того, как за короткий срок благодаря четкой реализации планов развития и значительному объему инвестиций, выделяемых в рамках эффективного частно-государственного партнерства, можно вернуть пассажиров в аэропорты, обеспечив им необходимые комфорт и широту географии полетов».

В правительстве Самарской области подчеркивают, что модернизация аэропорта станет важным этапом в подготовке к проведению на территории губернии матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Слова о «раскрытии инфраструктурного потенциала» региона, повышении его инвестиционной привлекательности и «создании новых рабочих мест» звучат, понятное дело, традиционно и дежурно. «От модернизации аэропорта выиграют прежде всего жители Самарской области и гости региона, для которых будут созданы самые комфортные условия. Уровень сервиса и безопасности пассажиров в новом аэровокзальном комплексе будет соответствовать высоким мировым стандартам», – говорится в сообщении правительства региона.

Определенным риском для инвестора является отсутствие в аэропорту базовой авиакомпании. В свое время такую роль играл перевозчик «Самара», но он давно прекратил полеты. В прошлом году правительство региона учредило региональную компанию AirSamara, но она еще ни разу никуда не полетела. Ранее заявлялось, что инвестор Курумоча займется и развитием региональных перевозок. Но сейчас об этом уже не говорится.

Впрочем, аналитики считают, что «Ренова» имеет потенциал для создания собственной авиакомпании. «Я думаю, Курумоч попал в надежные руки. На мой взгляд, новые владельцы будут прежде всего развивать межрегиональные перевозки как один из стабильно растущих сегментов отечественного рынка пассажирских авиаперевозок и учитывая то, что у „Реновы” уже есть в структуре другие крупные аэропорты страны, а также имеются планы на новые подобные приобретения», – заявил, к примеру, аналитик ФГ БКС Богдан Зыков.

В целом же аналитики считают, что «Ренова», победив в конкурсе на модернизацию Курумоча, сорвала куш. По оценке аналитика УК «Солид менеджмент» Максима Семянина, аэропорт Курумоч станет одним из ключевых активов аэропортового холдинга «Реновы» по ожидаемой прибыли. Его потенциал по пассажиропотоку после модернизации в 2014 году должен существенно прибавить с 1,57 млн пассажиров в 2010 году до более чем 5 млн пассажиров в 2014-2015 годах. При этом выручка тоже должна существенно вырасти из-за улучшения качества обслуживания пассажиров и роста площадей аэропорта, что позволит сдавать их часть в аренду. «Компания имеет широкий потенциал к действию, владеет прибыльными активами и, даже несмотря на грядущий кризис, вполне может справиться с поставленными целями. Управление большими объемами пассажиропотоков внутри страны – это как уверенность в завтрашнем дне. Поэтому инвестирование в этот сектор оценивается нами как одно из грамотных», – отметил Семянин в беседе с корреспондентом «Эксперта Online».

«Основные риски заключаются в необходимости провести модернизацию аэропорта (по условиям конкурса) и главным образом в проходящей сейчас реформе гражданской авиации. Поскольку присутствует вероятность значительного сокращения авиакомпаний на российском рынке, то это может привести и к сокращению пассажиропотока аэропорта. Конечно, это будет временным явлением, однако оно способно привнести финансовые трудности в деятельность Курумоча при условии наступления такого события», – добавил аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. «Основной риск – административный. Как показывает практика, решения авиационных властей могут существенно влиять на деятельность аэропортов, их пропускную способность. Второй риск – это снижение пассажиропотока на фоне возможного повторения экономического кризиса. Тем не менее, на мой взгляд, оба этих риска в значительной мере нивелирует тот факт, что аэропорт Курумоч будет играть важную роль в 2018 году, когда Самара примет гостей и участников чемпионата мира по футболу. Это, а также опыт „Реновы” в аэропортовом бизнесе, по сути, дают проекту модернизации аэропорта Курумоч дополнительные гарантии конечного успеха», – уверен Богдан Зыков.

Пропускная способность только трех уже вошедших в холдинг «Реновы» аэропортов в 2010 году составила 4,5 млн человек. Если модернизация Курумоча пройдет в обещанные сроки, то к 2015 году общая пропускная способность аэропортов холдинга будет составлять порядка 10 млн пассажиров. И это даже без учета аэропорта в Ростове-на-Дону. Осенью «Ренова», руководство Ростовской области и Минтранс РФ подписали соглашение о создании СП, в которое будет внесен госпакет аэропорта и другое государственное имущество, например взлетно-посадочная полоса. «Ренова», по сути, обязалась построить в столице Южного федерального округа новый аэропорт.

Кроме того, «Ренова» претендует и на новую аэрогавань Владивостока, строительство которой сейчас ведется в рамках подготовки города к саммиту АТЭС-2012. Как сообщил сегодня журналистам министр транспорта РФ Игорь Левитин, к новому терминалу в приморской столице проявляют интерес Хабаровский аэропорт, «Ренова», «Базэл-аэро» и «Новапорт». Инвестором строительства нового аэровокзального комплекса является ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Срок окончания строительства – март 2012 года, стоимость проекта – 4 млрд рублей. Минтранс рассчитывает, что пассажиропоток аэропорта во Владивостоке после реконструкции может достигать 3-5 млн человек в год (сейчас 1,5 млн человек). В государственном Шереметьево уже подготовлены документы к конкурсу по привлечению инвестора.

У партнеров




    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов

    Тяжелая нефть ТРИЗов и битумов

    В России заканчивается доступная нефть: по данным Минприроды, ее добыча неуклонно падает, а доля месторождений с трудноизвлекаемыми запасами превысила 60%. Российские компании начали «гонку вооружений» и вкладывают миллиарды в новые технологии
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    2. В США начинается процесс отрешения от власти Дональда Трампа
      Шансов на победу у сторонников импичмента почти нет.
    3. «Чайка» возвращается на сцену МХТ
      28 и 29 февраля в МХТ имени А.П. Чехова премьера – «Чайка» А.П. Чехова в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Для Московского Художественного театра это особая пьеса, символ обновления, которое принес МХТ мировой сцене. После триумфальной постановки К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 1898 года изображение чайки стало эмблемой МХТ. В год 160-летнего юбилея А.П. Чехова «Чайка» возвращается на сцену Художественного театра – и, конечно, для театра это огромное событие.
    Реклама