Угольный маршрут

Москва, 13.01.2012
Горнодобывающая и металлургическая компания «Мечел» сообщила о завершении прокладки железнодорожного пути и открытии сквозного железнодорожного движения от станции Улак до Эльгинского месторождения, освоение которого ведет холдинг «Якутуголь».

Фото: ИТАР-ТАСС

Реализация проекта по строительству железнодорожного подъездного пути к Эльгинскому угольному месторождению компанией «Мечел» началась в феврале 2008 года. «За это время к выполнению строительных работ было привлечено порядка 70 подрядных организаций из различных регионов страны. Генеральным подрядчиком строительства выступило ЗАО "Металлургшахтспецстрой" – дочерняя компания ОАО "Мечел-Майнинг". Строительство дороги осуществлялось в сложных климатических и горно-геологических условиях. В процессе строительства железной дороги возведено 76 мостов», – говорится в пресс-релизе «Мечела». Объем потребовавшихся для прокладки железнодорожного полотна инвестиций, по данным компании, составил около 40 млрд рублей (1,25 млрд долларов). В процессе строительства был уложен 321 км железнодорожного полотна.

«Завершение строительства железной дороги – один из самых сложных и важных этапов в реализации уникального проекта по освоению Эльгинского угольного месторождения, входящего в число самых крупных в мире месторождений коксующихся углей. Открытие сквозного проезда до Эльгинского угольного комплекса позволит в 2012 году существенно облегчить доставку грузов, необходимых для наращивания объемов добычи на Эльге, а также осуществлять отправку угля, добываемого на месторождении, по железной дороге, – приводятся в сообщении "Мечела" слова главы компании Игоря Зюзина. – Необходимо отметить, что данный проект по своим масштабам является уникальным для горнодобывающей отрасли. Завершение строительства железнодорожного пути вместе с пуском самого месторождения за столь короткий срок с учетом кризиса 2008-2009 годов в очередной раз доказывает, что "Мечел" – одна из немногих компаний, обладающая потенциалом реализации столь масштабных проектов».

Добыча на Эльгинском разрезе началась в августе 2011 года и к концу года составила около 200 тыс. тонн. «Данное месторождение обладает крайне значимыми и внушительными запасами, оцениваемыми в 2,1 млрд тонн коксующегося угля. Его освоение позволит "Мечелу" существенно увеличить свою долю на рынке, – отмечает аналитик "Инвесткафе" Павел Емельянцев. – Согласно планам, в перспективе добыча на нем составит 27-30 млн тонн угля. Для сравнения: за весь 2010 год горнорудный дивизион компании в совокупности добыл 35,5 млн тонн, за три квартала 2011 года – 19,8 млн тонн. Соответственно, Эльгинское месторождение позволит увеличить текущие объемы добычи угля почти на 80%, и в дальнейшем они будут составлять около 44% всех совокупных объемов».

Одна из проблем, связанных с освоением месторождения, заключалась в том, что ближайшая железнодорожная станция находится в 321 километре и это потребовало строительства собственной соединяющей железнодорожной ветки. «В связи с достаточно сложными условиями местности затраты изначально планировались на уровне 1,35 млрд долларов, – говорит аналитик. – Строительство началось в достаточно неблагоприятных, как стало ясно позднее, условиях – в начале 2008-го, то есть перед самым началом экономического кризиса. Тем не менее, в августе 2011 года на Эльгинском месторождении началась добыча угля. К этому времени было построено 209 километров дороги, дальше грузы до самой станции доставлялись автотранспортом».

Уже в текущем году добычу угля на месторождении планируется довести до 2 млн тонн и в дальнейшем только наращивать. «В 2013 году, согласно планам, будет запущена первая очередь обогатительной фабрики мощностью 9 млн тонн в год, что обойдется в сумму около 1,1 млрд долларов, – отмечает Емельянцев. – В целом можно отметить, что реализация проекта идет весьма успешно, несмотря на бушующий в мировой экономике кризис. На текущий момент опасения вызывает весьма большая долговая нагрузка "Мечела": на конец третьего квартала (последняя финансовая отчетность компании) коэффициент NetDebt/EBITDA равнялся 3,45, что превышает комфортный для металлургических компаний уровень 1-2. Однако пока никаких проблем с обслуживанием долга компания не испытывает».

Аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова согласна с тем. что открытие новой железнодорожной ветки даст возможность полноценного освоения Эльгинского угольного месторождения, которое является одним из самых крупных в мире месторождений коксующихся углей. «В проекте было задействовано семь научно-исследовательских институтов. В утвержденный проект вошло строительство 420 искусственных сооружений, среди которых 194 моста. Одновременно велось восстановление притрассовой автомобильной дороги, земляного полотна и ряда сооружений, построенных МПС еще до 2002 года, – напоминает она. – Таким образом, проведена масштабная работа, которая, несмотря на ряд трудностей, в том числе мировой финансовый кризис, была завершена в установленные сроки. Строительство железнодорожной ветки до Эльгинского месторождения – это один из первых в стране подобных крупномасштабных проектов, реализуемых частным бизнесом, поэтому найти сопоставимые объекты для сравнения по срокам и затратам крайне сложно».

Ведущий инженер Инжиниринговой компании «2К» Стэф Босуорт считает, что построенная железнодорожная ветка имеет ключевое значение для освоения крупного угольного месторождения и пока предназначена только для перевозки угля к БАМу. «Для компании "Мечел" эта железная дорога имеет огромное значение, – говорит он. – Интенсивное освоение Эльгинского месторождения невозможно без соответствующей транспортной инфраструктуры, поэтому железнодорожная ветка является одним из ключевых проектов "Мечела". Естественно, что компания столкнулась с определенными трудностями при реализации этого проекта – строительство началось еще до кризиса. В кризис финансирование проекта периодически сокращалось или даже вовсе останавливалось. В результате сроки реализации были несколько сдвинуты. Тем не менее, "Мечел" закончил весьма сложный проект».

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что не совсем корректно говорить о важности открытия этой ж/д ветки для развития российского Севера и Дальнего Востока. «Во-первых, выражение "российский Север" все же больше относится к европейской части России. Во-вторых, этот проект все же расположен, так скажем, на востоке нашей страны. В-третьих, все же дорога строилась для освоения конкретного месторождения, и пока она лишь связывает его с БАМом, – говорит он. – Тем не менее, дорога может серьезно помочь в освоении природных богатств Амурской области и соседних регионов. Помимо этого, ж/д ветка способна увеличить загрузку БАМа, что является одной из важнейших экономических задач в масштабе всего государства. В более отдаленной перспективе как возможное продление дороги до Аяна и Охотска может дать толчок развитию северных районов Хабаровского края».

По мнению аналитика, все причастные к проекту компании, а это и «Мечел», и «Трансстрой», и «Металлургшахтстрой», заслуживают похвалы и поощрения. «Несмотря на непростые климатические условия, финансовые проблемы, конфликты, проект успешно завершен, что не может не радовать. Компании приобрели бесценный опыт, который может быть использован ими в новых проектах, – отмечает он. – Конечно же, такие проекты есть. Это и строительство железной дороги Обская–Бованенково, и сооружение Амуро-Якутской магистрали, и еще ряд других проектов. Они также осуществляются в непростых климатических условиях, но их строительство продолжается, и можно не сомневаться, что они будут успешно завершены».

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ФРС идет ва-банк
    Американский регулятор сегодня объявил о фактически безлимитной программе количественного смягчения (QE), при этом покупки будут касаться также и корпоративных облигаций
  2. Польша может оставить «Северный поток-2» без газа
    Немецкий газовый регулятор Bundesnetzagentur решил позволить польской нефтегазовой компании PGNiG участвовать в процедуре решения вопроса об исключении газопровода «Северный поток 2» из Европейской газовой директивы
  3. Нефтяная война: США могут нарушить самое большое табу
    США и Саудовская Аравия могут предпринять совместные меры по стабилизации цен на нефть.
Реклама