Решительный «варяг»

Николай Проценко
27 января 2012, 12:25
Фото: ИТАР-ТАСС
Первые действия Сергея Боженова дают надежду на преодоление многолетнего политического конфликта в регионе

Назначенный исполнять обязанности губернатора Волгоградской области бывший мэр Астрахани Сергей Боженов предложил начиная с 2013 года вернуться к прямым выборам мэра Волгограда. Ликвидация выборности градоначальника регионального центра стоила кресла предшественнику Боженова Анатолию Бровко. Новый глава области уже в первые дни своей работы дал понять, что намерен более конструктивно работать с местными кадрами.

«Единая Россия» (ЕР) уже предложила президенту Дмитрию Медведеву три кандидатуры на должность нового губернатора Волгоградской области – недавно назначенного исполнять его обязанности Сергея Боженова, сенатора от региона Владимира Плотникова и главного федерального инспектора по Волгоградской области аппарата полпреда президента РФ в ЮФО Дмитрия Сафонова. Выбор в данном случае будет формальным, и Медведев предложит парламенту Волгоградской области кандидатуру Боженова. Однако диалог нового губернатора с местными элитами, фактически проваленный Анатолием Бровко, не обещает быть легким.

Первая реакция волгоградцев на назначение Боженова, случившееся в середине прошлой недели, была предсказуемо скептической. Бывшего мэра соседней Астрахани, в декабре избравшегося депутатом Госдумы по списку ЕР, априори восприняли как «варяга». Неужели среди волгоградцев не нашлось подходящего кандидата? – таков лейтмотив обсуждения персоны и.о. главы области в интернет-форумах. Правда, Боженов сразу же после своего назначения в интервью газете «Взгляд» заявил, что готов к диалогу с местными элитами: «Когда я приеду в Волгоград, я в первую очередь сяду за один стол с теми, кто настроен на работу и улучшение жизни наших граждан».

И своими первыми действиями Боженов подтвердил это намерение. На встрече с представителями волгоградских СМИ 25 января он заявил, что будет всячески продвигать идею прямых выборов мэра Волгограда. Они могут состояться уже в марте 2013 года, вместе с выборами нового состава городской думы. А пока, по словам врио губернатора, требуется выбрать нового главу города из состава депутатов гордумы – после того, как 23 февраля прошлого года экс-губернатор Бровко своим распоряжением отстранил от должности избранного мэра Волгограда Романа Гребенникова, город-герой почти год живет без постоянного руководителя. Сразу после отставки Гребенникова Бровко настоял на изменении устава Волгограда с целью перехода к системе разделения руководства между главой города, избираемым из числа депутатов гордумы, и наемным главой администрации (сити-менеджером), однако ставленник бывшего губернатора Сергей Соколов так и остался в статусе и.о. Его кандидатуру отказывались утверждать депутаты гордумы, и это фактически привело к коллапсу муниципальной власти – без постоянного главы города было невозможно назначение конкурса на должность сити-менеджера.

Теперь волгоградским депутатам снова предстоит вернуться к выборам главы города из своих рядов. «Я готов запереться с депутатами в зале и не выходить оттуда хоть 12 часов. Даже в туалет не будем ходить, пока главу города не выберем. И журналистов с собой возьму, пусть присутствуют при разговоре», – заявил Сергей Боженов по этому поводу. Далее, с учетом провозглашенного врио губернатора курса на возврат к прямым выборам, депутатам явно предстоит внести соответствующие обратные поправки в устав города.

С высокой долей вероятности на выборах весной 2013 года может победить Роман Гребенников. Как и Боженов, он считается протеже первого заместителя главы президентской администрации Вячеслава Володина (уроженца соседней Саратовской области). Пока Володин занимал пост секретаря президиума генсовета ЕР, Гребенникову удавалось держать удары со стороны губернаторской команды. Однако после перехода Володина в аппарат правительства в октябре 2010 года Гребенников лишился поддержки партийного покровителя, в преддверии своей отставки был лишен поста руководителя общественной приемной ЕР, который позволял ему играть на равных с губернатором области. Но и после отставки Гребенников не скрывал своих намерений взять реванш, а сейчас у него есть и хорошая медиаподдержка, и расположение горожан на волне протестных настроений. Относительно возможного сотрудничества с Боженовым Гребенников пока ничего конкретного не говорит, но квалифицирует врио губернатора как «цельного, целеустремленного человека, жесткого руководителя». Последний уже назначил его своим советником.

Действительно, за те семь с лишним лет, что бывший боцман загранплавания и предприниматель Сергей Боженов руководил Астраханью, она превратилась из типичного провинциального захолустья в город, позиционирующий себя как Каспийскую столицу России, а то и главный город всего прикаспийского региона. Конечно, в этом заслуга не одного Боженова, а в большей степени астраханского губернатора Александра Жилкина, который сумел крайне эффективно выстроить отношения как с федеральными властями, так и с гигантами российского ТЭКа – «Газпромом» и «ЛУКойлом», ставшими главными инвесторами в этом регионе. Но без взаимопонимания с мэром регионального центра Жилкину едва ли удалось бы воплотить в жизнь «столичные» планы. Несмотря на жесткий стиль управления, непростой характер и большие амбиции главы города, в Астрахани не было публичных конфликтов губернаторской и мэрской команд. Последствия таких войн местного масштаба можно видеть как раз в соседнем Волгограде, где еще в 1990-х сложилась недобрая традиция подобного противостояния, – в итоге городское хозяйство давно пребывает в плачевном состоянии.

Но если принципиальным моментом в работе губернатора Жилкина всегда было формирование внешних связей своего региона (и в этом смысле Боженов проводил отчетливо прогубернаторскую линию, например, презентуя Астрахань на статусных европейских форумах MIPIM и ExpoReal), то Волгоградская область, наоборот, долгие годы правления «последнего красного губернатора» Николая Максюты жила фактически в изоляции. Бровко попробовал преодолеть сложившуюся политическую культуру постоянных внутриэлитных конфликтов и подковерной борьбы кавалерийским наскоком – он просто выписал новых ключевых руководителей области из Москвы и других регионов, фактически отстранив от руководства местные элиты. Тем самым он еще сильнее усугубил политический кризис, сформировав у волгоградцев негативное отношение к власти как таковой, что и показали недавние выборы в Госдуму, когда ЕР получила всего 35,6% голосов, а доверие к Бровко, по словам премьера Владимира Путина, испытывали всего 15% граждан.

Одновременно Волгоградская область, обладающая огромным промышленным потенциалом, теряла динамику развития и темп привлечения инвестиций. По сравнению с докризисным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов России, который составляет агентство «Эксперт РА», Волгоградская область значительно ухудшила свои позиции в ранге интегральных рисков, причем ключевой их составляющей стали именно управленческие риски. На фоне стагнации в Волгограде стал особенно заметен рывок Астраханской области, которой в том же рейтинге за последние четыре года удалось добиться резкого снижения уровня инвестиционных рисков. Поэтому бывшему астраханскому мэру в новой должности наверняка придется использовать фактор межрегиональной конкуренции, чтобы стимулировать Волгоград к развитию.

Причем сейчас речь уже идет не только о престиже города-героя, но и о вполне конкретных проектах, которые он может потерять. Дело в том, что Волгоград является одним из российских городов, претендующих на проведение матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Но за два года губернаторства Анатолия Бровко в этом направлении не было сделано ровным счетом ничего. Если учесть, что российские власти и футбольные функционеры не раз намекали на то, что число городов, обозначенное в заявочной книге, наверняка придется сокращать, Волгоград может оказаться главным кандидатом на вылет. Именно об этом говорил Сергей Боженов на первой встрече с прессой, дав понять, что подготовка к мундиалю станет для него ключевым проектом: «Надо строить стадион на 45 тыс. мест, инфраструктуру, аэропорт, речной вокзал, все это требует вливаний федерального центра. А это порядка 80-120 млрд рублей». Привлечь такие деньги в регион с учетом его недоброй традиции затяжных войн местного масштаба будет очень непросто. Но при достижении компромисса с местными элитами новый глава региона получит как минимум необходимый для развития кредит доверия.