Дороги на пенсии

Екатерина Шохина
19 сентября 2012, 09:05

На волне обсуждения нового реформирования пенсионной системы вновь всплыла тема инвестирования пенсионных денег в инфраструктурные облигации. Несмотря на то что обсуждение данного вопроса затянулось на долгие годы, сейчас он может быть решен в том или ином виде, считают участники рынка.

Фото: ИТАР-ТАСС
Минэкономразвития предлагает использовать пенсионные средства на реализацию инфраструктурных проектов уже со следующего года

Минэкономразвития предлагает выкупить за счет государственных финансов инфраструктурные облигации на 1,5 трлн рублей. «Пенсионные средства можно будет использовать на реализацию инфраструктурных проектов, после того как будет разработан адекватный механизм гарантирования доходности и возврата инвестиций», – сообщил вчера журналистам заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков.

Чиновник отметил, что предложения Минэкономразвития были направлены в профильные министерства. «Из Минфина ответа пока не было, из Минэнерго и Минтранса поступили перечни проектов», – сообщил он. Также пока ни один из этих проектов не прошел финансовую оценку.

«Если говорить о концепции – я не думаю, что будут возражения», – подчеркнул Беляков.

По мнению чиновника, министерствам предстоит обсудить каждый конкретный проект. «Потому что, если мы хотим пенсионные деньги запускать, эти инвестиции должны быть привлекательны», – сказал он.

Говоря о механизме гарантий, который может использоваться, Беляков отметил, что речь не идет о государственных гарантиях, так как это перекладывает ответственность с управляющей компании на государство. По мнению чиновника, должен быть создан механизм финансовой или страховой ответственности организации, которая будет заниматься инвестированием средств, – по аналогии с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

Беляков также предположил, что на первом этапе речь может идти о том, чтобы разрешить негосударственным пенсионным фондам инвестировать средства в инфраструктурные проекты. Он признал, что негосударственные фонды не имеют достаточных средств. Однако, по его мнению, после того как механизм будет отработан, его можно будет использовать для инвестирования средств, находящихся в управлении государственной управляющей компании.

Напомним, что разработать механизм инвестирования средств внебюджетных фондов в инфраструктуру в декабре 2011 года поручил тогдашний президент России Дмитрий Медведев. До этого разговоры об инвестировании пенсионных денег в инфраструктурные облигации также велись как чиновниками и главами госкомпаний, так и представителями управляющих компаний регулярно, но дальше слов дело не шло. Считается, что таким образом государство сможет «убить сразу двух зайцев»: получить прибыль от размещения средств в инфраструктурных облигациях и профинансировать строительство новых объектов. В то же время противники данной новации указывали на большие коррупционные риски и низкую доходность бумаг – ниже или вровень с инфляцией.

«Пенсионная система – один из источников инвестиционных ресурсов, но он не используется в рамках существующей накопительной системы, – отмечает главный экономист УК "Финам менеджмент" Александр Осин. – Средства в ее рамках направляются или в низкодоходные активы, или в высокорискованные, спекулятивные инструменты вложений. Поэтому необходимо, с одной стороны, повысить эффективность трансформации сбережений в реальные инвестиции, изменив политику управляющих компаний, с другой стороны, усилить роль распределительной системы как менее затратной для экономики, позволяющей в большей мере обеспечивать адекватный прирост пенсионных накоплений. Во втором случае требуется оптимизация инвестиций средств ПФР, которые могут использоваться в рамках инвестиционных проектов государства, в том числе в рамках ГЧП, совместно с другими государственными фондами».

В практическую плоскость дискуссию об облигациях попытался перевести президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Осенью прошлого года он предложил следующую схему: РЖД выпускает 20-летние облигации под гарантии государства, а выкупает их Пенсионный фонд и госбанки. Цена вопроса – 400 млрд рублей. Тогда Минфин инициативу забраковал: получалось, что государство должно разместить специальный заем, а деньги передать РЖД на развитие инфраструктуры, увеличив дефицит федеральной казны на 400 млрд рублей.

Теперь участники рынка считают, что «свет в конце туннеля» с инфраструктурными инвестициями все же появился. «В связи с активным обсуждением судьбы накопительной составляющей трудовой пенсии, есть шанс сделать пенсионные накопления реальным долгосрочным инвестиционным инструментом», – говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания "Капиталъ"» Вадим Сосков. По его мнению, «идея действительно грамотная». «Но проблема в том, что сейчас пенсионные деньги нельзя считать "длинными", поскольку условия договора доверительного управления, которые заключаются в соответствии с действующим законодательством, предусматривают если не ежедневную, то во всяком случае быструю ликвидность пенсионных средств, находящихся в портфеле. Поскольку инфраструктурные облигации, как нам видится, будут практически неликвидным инструментом, управляющие вряд ли захотят инвестировать в них средства без изменения законодательства», – отмечает Сосков.

Мнение Соскова относительно высокой степени вероятности реализации в ближайшее время инфраструктурного проекта поддерживает и Александр Осин. «ВЭБ, который, собственно, и управляет указанной суммой в 1,5 трлн пенсионных накоплений, в последние кварталы активно продвигает идею инвестиций пенсионных средств в реальную экономику с использованием механизма инфраструктурных облигаций», – напоминает он.

Кстати, вчера вечером президент Владимир Путин потребовал от членов правительства ускорить обсуждение пенсионной реформы. Без решения по пенсиям он отказался согласовывать и принимать бюджет на будущий год.