Борьба за качество

Москва, 16.10.2012
АК «Транснефть» в ближайшее время планирует выйти в Минэнерго с предложениями по корректировке схемы грузопотоков, а уже к концу 2013 года завершить выполнение технических мероприятий, заявил заместитель вице-президента «Транснефти» Игорь Кацал в интервью корпоративному журналу «Трубопроводный транспорт нефти». По мнению чиновника, только после этого появится возможность улучшить качество экспортируемой Россией нефти на всех западных направлениях.

Фото: ИТАР-ТАСС

Как отметил Игорь Кацал, надежды на улучшение качества сырья были связаны с работой нового завода в Татарстане. Планировалось, что этот НПЗ будет перерабатывать оболо 7 млн тонн высокосернистой нефти в год. «Однако, по имеющейся у нас информации, технологически к ее переработке завод не готов. И, несмотря на то что Схемой нормальных (технологических) грузопотоков нефти в системе магистральных нефтепроводов ОАО АК "Транснефть" уже с 2013 года предусмотрена поставка на ТАНЕКО нефти с содержанием серы до 2,3%, собственник завода (ОАО "Татнефть") эту возможность не подтверждает», — пояснил он. «Нефтяная компания планирует сохранить содержание серы в потоке (до 1,8%) аж до 2015 года!» — добавил Кацал.

«…Количество высокосернистой нефти в системе за последние два года увеличилось почти на 3 млн тонн. Тяжелая нефть наступает на нас по всем направлениям. Весомую лепту в эту нефтяную корзину вносят нефтяники не только Татарстана, но и Башкирии, чем еще больше осложняют решение вопроса по снижению содержания серы в смеси Urals», — подчеркнул работник «Транснефти».

По его словам, в компании разработаны мероприятия по перераспределению высокосернистой нефти в грузопотоки, имеющие запас по качеству. «Запас качества есть, к примеру, у ВСТО. Сегодня реальные характеристики этого сорта таковы: сера — 0,51%, плотность — 843 кг/куб. м. Предельные показатели, как уже говорилось, другие (содержание серы — 0,65%, плотность — 850 кг/куб. м), — напомнил он. — То есть если направить на восточное направление некоторое количество высокосернистой нефти, из этих пределов мы не выйдем. Заявленное качество смеси, отгружаемой в Козьмино, не ухудшится, зато на Западе мы уйдем от предельных показателей».

Кроме того, есть возможность направить высокосернистую нефть в Казахстан по маршруту Омск—Павлодар. В настоящее время на этом участке показатели по сере 1,1–1,2%, в то время как утвержденная схема грузопотоков устанавливает предел 1,5%.

Для России важно улучшать характеристики российской Urals и снижать в ней содержание серы, чтобы сделать нашу нефть более конкурентоспособной на мировом рынке. «Однако доля тяжелой высокосернистой нефти в общем объеме добываемой в России нефти высока, в то время как мощностей по переработке высокосернистой нефти недостаточно, — отмечают аналитики "Инвесткафе"  Григорий Бирг и Юлия Войтович. — Инвестиции в увеличение перерабатывающих мощностей требуют от ВИНК крупных капитальных вложений, а также соответствующих налоговых преференций от правительства. Так, например, "Татнефть" пока не планирует увеличивать мощности ТАНЕКО. Причина в том, что введение системы 60–66–90 повысило пошлины на темные нефтепродукты, и, соответственно, рентабельность при низкой глубине переработки снизилась. Поэтому без предоставления каких-либо преференций со стороны правительства дальнейшее увеличение мощности комплекса компании осуществлять будет невыгодно».

В «Транснефти» предлагают перераспределить потоки так, чтобы сделать более легкой нефть, которая идет на экспорт в Европу. «Однако стоит отметить, что подобное перераспределение потоков нефти требует крупных затрат на техническое перевооружение и поможет только временно решить проблему по улучшению качества российской нефти. Более действенной мерой стало бы введение налоговых льгот для нефтяных компаний, чтобы тем самым стимулировать компании инвестировать в нефтепереработку», — полагают аналитики.

То, что эта проблема имеет место, начали говорить уже несколько лет назад, и тогда же начали рассматривать разные варианты ее решения, напоминает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Среди прочих назывался и вариант изменения транспортных потоков нефти с соответствующими изменениями ее характеристик. При прочих равных условиях этот вариант представляется одним из лучших, — полагает он. — Во-первых, потому, что для него требуются не столь масштабные вложения, которые бы потребовались для создания инфраструктуры для очистки нефти от серы. Во-вторых, вряд ли качественный состав сорта Urals сильно ухудшится с таким изменением, а значит, цена барреля Urals сильно вниз не опустится. В-третьих, в случае необходимости транспортные потоки могут быть возвращены в первоначальное состояние с минимальными затратами».

Что касается негативных последствий, то, по мнению аналитика, теоретически возможность снижения стоимости барреля нефти сорта Urals существует, но этот фактор вряд ли будет действовать длительное время. «И качество самой нефти изменится не сильно, и потребители привыкнут к новому составу нефти достаточно быстро, и им не придется кардинально менять производственные процессы по переработке российской нефти, — отмечает он. — Потребность в нефти в мире только растет, а значит, фактор увеличения сернистости сорта Urals не сможет оказывать длительное негативное давление на стоимость барреля данного сорта, так что серьезных негативных последствий от этой инициативы ждать не стоит».

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании "2К"» Сергей Воскресенский согласен с тем, что проблема качества российской нефти не нова. «Тяжелые и высокосернистые нефти Башкирии и Татарстана в трубопроводе смешиваются с качественной западносибирской нефтью, что дает на выходе продукт — Urals, основной сорт российской экспортной нефти. В итоге Urals по качеству уступает Brent — маркерной нефти на европейских рынках. Поэтому Urals торгуется с дисконтом к Brent, который составляет около 1 доллара за баррель, впрочем, в 2009 году разница доходила и до 2,3 доллара за баррель, — отмечает он. — При объемах поставок нефти на европейский рынок в 1,25 млрд баррелей в 2011 году потери российской нефтяной промышленности от дисконта составили около 1,25 млрд долларов. Учитывая эти потери, качество продукта имеет огромное значение для нефтяников. При этом масштаб проблемы, как показывает ситуация, начинает увеличиваться».

По мнению аналитика, перераспределение нефти теоретически возможно. «Запас по качеству, и весьма существенный, есть в восточном направлении. Нефть ESPO, поставляемая по трубопроводу ВСТО, является одним из наиболее качественных продуктов на рынках АТР и торгуется с премией к маркерному на этом рынке сорту Dubai Crude примерно 3,5 доллара за баррель, — говорит он. — Однако объемы поставок ESPO не так велики, как объемы поставок Urals, — около 220 млн баррелей. Поэтому смешение ESPO с башкирской и татарской нефтью позволит избежать проблемы качества Urals. Однако это приведет к резкому снижению качества ESPO, что, учитывая предстоящий рост объемов экспорта, вряд ли будет выходом из ситуации: потери из-за качества на рынках АТР в итоге могут превысить потери на европейских рынках».

Трубопроводный транспорт остается наиболее дешевым и, соответственно, наиболее привлекательным для нефтяников. «По итогам восьми месяцев 2012 года прием нефти в трубопроводную систему "Транснефти" вырос на 7%, — напоминает директор аналитического департамента, компании "Альпари" Александр Разуваев. Идея Банка качества нефти, по которой компании с тяжелой сернистой нефтью, "Башнефть" и "Татнефть", должны были платить компенсацию своим конкурентам с более качественной нефтью, похоронена. Вероятно, сказался лоббизм татарских и башкирских властей. Но "Транснефть" сохраняет классификацию по сортности нефти — ВСТО, Сибирская легкая, Приморск и т. д.».

Одной из основных задач «Транснефти», поставленной Владимиром Путиным еще несколько лет назад, является повышение качества экспортируемой в Европу нефти, то есть повышение качества Urals и, соответственно, снижение дисконта к Brent, говорит аналитик. «Качественная восточносибирская нефть сейчас поступает в трубу ВСТО. Пока она не используется для поддержания качества Urals, не идет на Запад. Для повышения качества Urals планируется направлять тяжелую нефть на российские НПЗ, — рассуждает он. — Однако здесь не все так просто, так как идея перенаправления качественной восточной нефти на Запад имеет сильного оппонента — "Роснефть", для которой восточное направление в приоритете. Планируется строительство отвода от ВСТО на строящийся Находкинский НПЗ, в сентябре "Роснефть" также подписала с "Транснефтью" соглашение о строительстве отвода к Комсомольскому НПЗ. С моей точки зрения, повышать качество Urals идея хорошая, но не приоритетная, главное — закрепиться на азиатском, восточном направлении».

По мнению аналитика финансовой компании AForex Нарека Авакяна, на сегодняшний день, когда еще мировой экономический кризис не до конца пройден, а нестабильность на Ближнем Востоке по-прежнему сохраняется, внедрение новых технологий переработки тяжелой нефти, которые требуют больших затрат и, соответственно, уменьшают производственную маржу, предполагается не слишком целесообразной. «Необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, спрос на энергоресурсы на сегодняшний день нельзя назвать эластичным. Нефть и газ и так стоят очень дорого, и основные импортеры энергоресурсов вряд ли согласятся на еще большие цены, так как сейчас есть очень много поставщиков нефтегазовых ресурсов, — говорит он. — Во-вторых, во время кризиса внедрять какие-либо технологии, которые бы как-то меняли себестоимость продукции, то же самое, что идти по минному полю: не знаешь, какой шаг необходимо сделать, чтобы не подорваться и не потерять клиентов. Наконец, в-третьих, нефти сейчас в мире много, в том числе и легкой в обработке, и особого смысла по освоению новых месторождений, более сложных в разработке, нет. Поэтому было бы нецелесообразно сейчас идти на подобные риски. И совсем не факт, что доходы от повышения качества Urals перекроют затраты от перераспределения поставок. Что же касается ВСТО, то с экономической точки зрения можно сказать следующее: мир по-прежнему в кризисе, и большинство стран, вероятнее всего, не готовы покупать пусть и более качественные энергоресурсы за более высокие цены».

Ценовой дисконт  между качественной нефтью Brent с месторождений в Северном море и российской Urals снизился с 10% в начале 2000-х годов до 2,5–3%. «Это не так много, — отмечает аналитик ИФК "Солид" Дмитрий Лукашов. — Полагаю, что, как правильно отметил Игорь Кацал, в первую очередь нужно перераспределить потоки нефти, поставляемой в Белоруссию и Казахстан. По его словам, эти государства получают беспошлинно российскую нефть, а потом ее экспортируют. Я не ожидаю негативных последствий от небольшого снижения качества нефти ВСТО. Возможно, это временная мера».

Предложения «Транснефти» — это вынужденная мера по причине задержки начала переработки на заводе ТАНЕКО, соглашается руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. «Вероятно, затраты на создание двух центров компаундирования в Уфе и Омске будут ниже, чем выгоды от сохранения качества нефти "смесь ВСТО", которая продается дороже Urals примерно на 20 долларов за тонну. Да и для маркировки необходимо объемы держать — 25 млн тонн нефти в год в Козьмино. Негативных последствий не будет при условии своевременного принятия мер, что "Транснефть" и пытается сделать. В то же время подобные заявления говорят о наличии системных проблем в российской нефтепереработке. Дело в том, что многие страны эффективно перерабатывают нефть и повышают ее качество, убирая все примеси, включая серу. Бизнес на серосодержащих продуктах является высокоприбыльным, это доказывает опыт США и Катара. Высокотехнологические серосодержащие продукты пользуются большим спросом, они востребованы и хорошо реализуются. У нас же складывается впечатление, что кроме "Транснефти" эта проблема никого не интересует (свою технологию компаундирования "Транснефть" поэтапно внедряет с 1995 года), хотя это не так. Просто в настоящий момент как не было стимулов для развития нефтепереработки, так и нет, а проблемы требуют комплексного решения».

Управляющий партнер  Advance Capital Карен Дашьян напоминает, что «Транснефть» ранее уже заявляла о том, что инфраструктура «Банка качества нефти» уже практически создана. «Реализация этого проекта, по нашему мнению, не потребует больших инвестиций, но при этом необходимость подобных преобразований насущна. Требования потребителей к качеству российской нефти растут, а разница между качеством нефти у ВИНК существенна, - отмечает он. - Ключевым моментом в этом процессе является то, каким образом «Транснефть» диверсифицирует тариф в зависимости от качества нефти. Очевидно, что от данных преобразований главными выгодоприобретателями станут «Сургутнефтегаз», «Роснефть», а ключевая нагрузка на тариф ляжет на плечи «Татнефти» и «Башнефти»».

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. «Буревестник» отправят на доработку
      Авария на испытаниях новой российской крылатой ракеты неограниченной дальности ясно показала, что это оружие требует целой серии дополнительных испытаний двигательных установок, которые должны слаженно работать на всех режимах полета, в том числе при сложных маневрах, которые это изделие совершает для преодоления систем ПВО и ПРО
    2. Инвесторы разлюбили сланцевиков
      Несмотря на то, что сланцевые компании добывают рекордные объемы нефти и газа, им все труднее находить инвесторов, готовых вкладывать в них деньги.
    3. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    Реклама