Неуд за пробки

Николай Проценко
20 декабря 2012, 14:04

Небывалый снежный коллапс в Ростове-на-Дону уже неделю мешает нормальной жизни. Снегопад начался в минувший четверг, 13 декабря, а движение на основных магистралях города до сих пор не нормализовано. Сервис «Яндекс.Пробки» ежедневно диагностирует в Ростове наивысший уровень заторов – 10 баллов, рекомендуя передвигаться пешком. Губернатор Ростовской области Валерий Голубев уже оценил работу мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева в условиях паралича движения как неудовлетворительную. Это может стоить Чернышеву должности уже в ближайшее время.

Мэр Михаил Чернышев, бессменно возглавляющий Ростов с 1993 года, в первые дни обильного снегопада находился в Москве и прилетел в город только в понедельник, 17 декабря. Два дня спустя, когда ситуация на дорогах города так и не улучшилась, мэра вызвал на ковер губернатор Голубев. На совещании в областном правительстве градоначальник сообщил, что работа по очистке от снега дорог и улиц была «более-менее» организована только в четырех из восьми районов миллионного города. Вместо заявленных 200 единиц спецтехники работала только половина, на городские маршруты выходил только транспорт муниципального транспортного предприятия, частные компании выпустили на трассы 10-20% от общего количества своего парка. Своевременно не было закуплено зимнее топливо. Усугубила ситуацию и стандартная проблема ростовской зимы – прорывы водопровода, количество которых достигло четырех десятков случаев в день.

По итогам совещания Василий Голубев заявил, что работу мэрии по организации уборки снега и транспортного обслуживания жителей оценивает как неудовлетворительную, и потребовал, чтобы все ответственные были наказаны. Сразу после этого Михаил Чернышев снял с должности своего заместителя по ЖКХ, гендиректора МУП «Ростовская транспортная компания» и еще нескольких муниципальных чиновников.

Следует заметить, что огромные пробки на дорогах из-за обильных снегопадов случились в Ростове не в первый раз. Похожая ситуация в последние годы возникает в столице Южного федерального округа каждую зиму – примечательно, что так было и в феврале 2010 года, когда Михаил Чернышев баллотировался в мэры на свой пятый срок. Но только в этом году пробки достигли поистине катастрофических масштабов. И причина этого – не только в неэффективной работе городских властей по организации работы снегоуборочной техники. Во многом нынешний транспортный коллапс стал результатом той непродуманной градостроительной политики, которую многие годы вел именно Чернышев. Точечная застройка в центре Ростова многоэтажными жилыми и офисными зданиями привела к критической транспортной нагрузке на узкие улицы в исторической части мегаполиса. При этом почти никак не решались проблемы парковок в центре и увеличения числа выездов из центра в направлении спальных районов. Периодически анонсируемые мэрией транспортные мегапроекты (монорельс, тоннель под заводом «Роствертол», метро) так и остаются на бумаге. Нынешний транспортный коллапс просто обнажил печальный итог градостроительной деятельности ростовского мэра и его команды.

Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от позиции правоохранительных органов. 17 декабря прокуратура Ростовской области внесла в отношении Михаила Чернышева представление о необходимости безотлагательных мер по расчистке городских дорог и привлечения к дисциплинарной ответственности провинившихся чиновников. Специальная прокурорская проверка показала, что органы местного самоуправления и подрядные организации нарушили законодательство, регламентирующее содержание улично-дорожной сети. Многочисленные нарушения были выявлены еще в начале декабря, до обильного снегопада, во время проверки готовности районных администраций и подрядных организаций к уборке снега.

Однако пока речь не идет об уголовных делах – на этом фронте прокуратура Ростовской области в уходящем году получила от мэрии несколько серьезных уколов. В начале декабря Михаил Чернышев фактически проигнорировал прокурорское требование снять с должности своего заместителя по архитектуре и градостроительству Геннадия Ананьева по факту нарушений требований действующего градостроительного законодательства (в частности, речь шла о преференциях для строительной организации, принадлежащей сыну Ананьева). А в начале марта был отправлен в отставку прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов, который безуспешно добивался возбуждения против Чернышева уголовного дела по подозрению в незаконном изъятии из федеральной собственности земельного участка в границах Ботанического сада Ростовского госуниверситета – под строительство элитного коттеджного поселка. Вскоре после этого уже заведенное уголовное дело на дочь мэра Ольгу Чернышеву (она также подозревается в махинациях с землей) было переквалифицировано полицией с части 4 статьи 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере») на более мягкую статью 165 («Причинение имущественного ущерба»). В ноябре дело было наконец передано в прокуратуру для формирования обвинительного заключения.

Ростовский транспортный коллапс уже вызвал активизацию оппозиционных политиков. Региональное отделение партии «Гражданская платформа» планирует инициировать процесс отзыва мэра избирателями через механизм общегородского референдума. Первым шагом на пути к этому стало заявление в суд Ленинского района Ростова-на-Дону о признании неправомерным бездействия администрации по обеспечению транспортной безопасности города. Устав города оговаривает, что решение суда о неправомерности действий или бездействия администрации является обязательным условием для начала процесса отзыва мэра, и в случае признания судом факта неправомерного бездействия партия намерена сформировать инициативную группу по проведению референдума. «Гражданская платформа» также намерена объявить сбор подписей жителей под заявлением о причинении им моральных страданий в связи с неисполнением администрацией города своих функций. А депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн уже намекнул в своем твиттер-блоге на возможность скорой отставки Чернышева: «И с мэром, поверьте, ситуация разрешится быстрее, чем некоторые ожидают».