По мотивам революции

Евгения Новикова
16 января 2013, 18:11

Политический кризис разразился в Пакистане. Многотысячный митинг протеста в Исламабаде третий день призывает власти к отставке. Верховный суд Пакистана вынес постановление об аресте премьера. Правительство не намерено его выполнять. Военные заявили о нейтралитете. Глава МИДа проводит консультации в Нью-Йорке.

Фото: AP
Многотысячный митинг протеста в Исламабаде третий день призывает власти к отставке

Верхушку в отставку

Верховный суд Пакистана постановил вчера арестовать премьер-министра Раджу Первеза Ашрафа. Его подозревают в коррупции. По данным суда, он, будучи министром водо- и энергоснабжения, якобы стоял за махинациями с закупкой правительством мобильных электрогенераторов. Суд имеет претензии к девяти фирмам, которые получили 22 млрд пакистанских рупий (225 млн долларов) на строительство электростанций. Оказалось, что завершили строительство лишь несколько из них, но те, что построены, имеют значительно меньшую мощность, чем предполагалось в проекте.

Подельниками нынешнего премьер-мининстра считают еще 15 чиновников – их тоже следует арестовать. Предварительные  слушанья по их делу планируется начать уже сегодня. Суд предписал властям страны в среду доставить Ашрафа и других обвиняемых в суд.

О судьбе Ашрафа и его отношении к решению Верховного суда пока ничего не известно. Как заявил официальный представитель правительства, кабмин не был поставлен в известность о решении ВС официально. Поэтому ареста не будет.

Напомним, Раджа Первез Ашраф был избран на пост главы правительства Национальной ассамблеей Пакистана в июне 2012 года после того, как в то время действовавший премьер Юсуф Раза Гилани был отправлен в отставку Верховным судом за неуважение к этому самому Верховному суду. Дело в том, что в апреле 2012 года Гилани не выполнил постановление суда о направлении властям Швейцарии официального запроса с требованием раскрыть данные о банковском счете президента Асифа Али Зардари. Это позволило бы возобновить закрытые в 2007 году дела о коррупции в отношении ряда представителей политической элиты Пакистана.

В декабре 2009 года ВС вынес вердикт о неконституционности декрета об амнистии 2007 года, принятого генералом Первезом Мушаррафом, в то время лидером Пакистана. Документ объявлял амнистию политикам и бывшим чиновникам оппозиции, в отношении которых были заведены уголовные дела. Зардари и ряд действующих членов правительства – в их числе. Как писали в то время СМИ, этот декрет был результатом договоренности между Мушаррафом и оппозицией, лидером которой тогда была экс-премьер-министр Беназир Бхутто, которую в свое время обвиняли в коррупции. Она жила в изгнании, но вернулась в Пакистан, чтобы участвовать в политической жизни страны. Амнистия позволила многим бывшим политикам вернуться в Пакистан и продолжить деятельность на родине. 

В 2012 году Гилани на основании этого декрета Мушаррафа отказался возобновлять дело в отношении президента Зардари – высокий чиновник имеет иммунитет на время исполнения президентских функций. За это Юсуф Раза Гилани поплатился должностью. Теперь ВС имеет претензии к премьеру Ашрафу, сменившему Гилани.

Коварный замысел

Похоже, судебные претензии к правительству стали традицией в Пакистане. В верхах полагают, что это результат конфликта между кабмином и военными, которые в Пакистане считаются особой кастой. На днях помощник премьера Фавад Чаудри, военные и Верховный суд совместными усилиями пытаются свергнуть правительство.

Конфликт между гражданской властью и военными начался после проведенной спецназом США операции по уничтожению главы «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, который, как оказалось, спокойно проживал в Пакистане неподалеку от Исламабада. 2 мая 2011 года Вашингтон провел операцию, не поставив в известность власти Пакистана. Это дало повод военной верхушке страны обвинить президента Зардари в попустительстве нарушениям суверенитета государства. Президенту это не понравилось. Как сообщали тогда СМИ, он якобы направил в Вашингтон секретный меморандум с просьбой поддержать его намерение заменить военное руководство. Генералы обвинили Зардари в «предательстве национальных интересов». «Мемогейт» затих, но до сих пор военные не успокоились. 

ВС в Пакистане сильно зависит от армии, пояснил «Эксперту Online» Георгий Энгельгардт, эксперт Лаборатории социального мониторинга. По его словам, главные действующие лица – военные и межвойсковая разведка, правда, «разведгенералы и просто генералы могут вести разную игру». Поэтому совсем не удивительно, что суд принимает решение, интересное для армейской касты.

Митинг до победы

Тем временем в Пакистане объявлена революция. Об этом заявил исламский проповедник Тахирул уль-Кадри, лидер организации «Техрик-е-минхадж уль-Коран» («Путь Корана»). Недавно он вернулся из Канады, где проживал в изгнании с 2006 года.

Два дня назад он повел из Лахора в Исламабад около 50 тыс. недовольных властями страны. Теперь в столице третий день идет митинг. По мнению теолога, он мог бы собрать и 2 млн человек для акции под лозунгом «за демократию, против коррупционеров и угнетателей простых людей».

Поводом к протестному выступлению стали события в Белуджистане, где в городе Кветта 10 января в результате двойного теракта погибли более 90 человек. Жители – это в основном шииты – потребовали роспуска властей Белуджистана, которые не могут обеспечить безопасности, и передачи военным контроля над ситуацией в провинции. В воскресенье 13 января шииты перегородили дороги в центре Кветты гробами с телами жертв терактов. Премьер Ашраф прибыл в Белуджистан и заверил народ в том, что правительство провинции отправлено в отставку. Этой ситуацией воспользовался проповедник уль-Кадри, заявивший, что марш до Исламабада проводится «ради жителей Кветты». Отметим, акции протеста в связи с терактом в Кветте проводятся во многих городах Пакистана.

Марш, устроенный проповедником, потребовал отставки центрального и местных правительств, парламента, создания с помощью военных временного переходного правительства и проведения досрочных выборов. Вначале народ пытался прорваться к зданию парламента. Полиция применила слезоточивый газ, в ответ получила град камней. Позже власти разрешили сторонникам уль-Кадри организовать у парламента сидячую акцию протеста. Правительству был выдвинут ультиматум. Уль-Кадри сообщил, что акции продолжатся до выполнения требований народа. Местные СМИ пишут, что богослов намерен реализовать в Исламабаде сценарий каирской площади Тахрир – акции вплоть до отставки властей.

Вместе с тем Георгий Энгельгардт полагает, что сравнивать кризис в Пакистане с египетским неверно. «Тахрир у них уже был, когда Первез Мушарраф, пакистанский военный диктатор, был отправлен в отставку. Страна все время балансирует. Шаблон Тахрира применять к Пакистану неправильно. У них свои политические закономерности. Они давно живут на политическом вулкане», – уверен он. 

Правительство считает действия и призывы уль-Кадри незаконными и уже неоднократно пыталось его арестовать. Но соратники не давали полицейским такой возможности. Спецслужбы приведены в состояние повышенной боеготовности – по их данным, экстремисты группировки «Техрик-и-талибан Пакистан» намерены совершить серию терактов в Исламабаде – многолюдие и суматоха этому очень помогут.

Откуда лидер?

Как утверждают местные аналитики, уль-Кадри пользуется поддержкой высших военных Пакистана. Сам проповедник отрицает эти заявления. В исламистских наклонностях его заподозрить пока нельзя. «У проповедника много социальных требований. Он мог бы призывать к шариату – но этого нет. Похоже, он не исламист. Для ваххабитских кругов традиционна тема ислама и Кашмира», – отмечает Энгельгардт. Лидерство проповедника в «Марше миллионов» объясняется скорее не религиозным характером протестной акции, а ментальностью пакистанцев: без муллы миллионы на улицу не выйдут.

Не исключается, что уль-Кадри пользуется зарубежной поддержкой. Недаром он шесть лет прожил в Канаде. По словам Арри Султана, пакистанского политолога, лозунги уль-Кадри, направленные против «Талибана», напоминают о стратегии, проводимой США в Афганистане и Центральной Азии. По его мнению, пакистанский проповедник из Канады – та фигура, которая может устроить Запад, заинтересованный в развитии демократии в Пакистане.

Ситуацией не преминула воспользоваться оппозиция. Лидер партии «Тахрик-е Инсаф» Имран Хан призвал президента Зардари покинуть пост и дать возможность провести честные выборы.

Военные заявили о нейтралитете. По сообщению местных СМИ, вчера вечером президент Пакистана Зардари созвал экстренное совещание правящей коалиции. Обсуждались ситуация и пути выхода из кризиса. О чем удалось договориться – пока не ясно.

Известно лишь, что в столь сложной ситуации глава МИД Пакистана Хина Раббани Кар направилась в Нью-Йорк – для проведения консультаций.

США дали понять, что «выступают за такое правительство в Пакистане, которое избирается демократическим путем». Об этом заявила официальный представитель госдепартамента Виктория Нуланд. Она сказала о верховенстве закона и напомнила властям, что ее страна «хотела бы видеть сохранение мирного характера демонстраций, защиты правительством прав населения на мирный протест». Позиция США может оказаться решающей в принятии решений Исламабадом. В то же время необходимо помнить, что военные, тесно связанные с нефтяными монархиями, оказывают сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Пакистана. «В отличие от Египта, пакистанские военные держатся не только на США, но и на могучей поддержке монархий Залива: Пакистан имеет атомную бомбу и самую мощную в исламском мире армию, – поясняет Энгельгардт. – У них есть собственные политические проекты в стране и вокруг – в Афганистане. С исламистами у них "рабочее взаимодействие". Если американцы прекратят поддержку, военные Пакистана удержатся».