Вкладчиков привлекают к спасению банков

Москва, 22.05.2013

Иллюстрация: Эксперт Online

Государство и вкладчики должны стать последними, кто будет спасать проблемные национальные банки ЕС, говорится в законопроекте, который обсудил комитет по экономическим и валютным вопросам Европейского парламента. По сути, документ является проектом правил по спасению проблемных банков. Законопроект был утвержден 39 голосами «за». Против выступили шесть законодателей. В дальнейшем законопроект рассмотрят депутаты Европарламента, после чего начнутся переговоры с национальными правительствами. «Я очень счастлив, что комиссия оказала широкую поддержку в разъяснении ответственности акционеров и инвесторов, а также инструменту, который обеспечит стабильность на финансовых рынках в периоды системных кризисов», – заявил докладчик, шведский член Европарламента Гуннар Хоекмарк.

В соответствии с законопроектом собственные средства и пассивы банка будут использоваться для разрешения кризиса в первую очередь. Недавний случай на Кипре наглядно продемонстрировал необходимость создания четких процедур, которые будут предполагать ответственность за проблемы акционеров, держателей облигаций, и только после этого – вкладчиков проблемных кредитных организаций, отмечается в сообщении Европарламента. Депозиты на суммы ниже 100 тыс. евро, согласно европейскому законодательству, полностью гарантированы государством, но, особо отметили в парламенте, даже депозиты свыше этой цифры будут направляться на спасение кредитных организаций в последнюю очередь. Также комитет проголосовал против использования фондов гарантирования вкладов физических лиц для поддержки банков в тяжелой ситуации.

Закон является вполне логичным следствием устоявшихся правовых норм, уверен замдиректора по аналитике брокерской компании Saxo Bank в России Кирилл Самышкин. В соответствии с этими нормами наибольшему риску в случае банкротства компании подвержены держатели его долевых ценных бумаг, затем долговых, и только после этого кредиторы. Однако закон нельзя назвать прорывным, так как он действительно лишь утвердил устоявшиеся деловые нормы, в то же время его смело можно охарактеризовать как необходимый в целях недопущения кипрского сценария в материковой Европе.

Утвержденный комитетом текст подробно описывает процедуру того, как и когда деньги налогоплательщиков могут быть использованы для спасения банков. Правила оговаривают, что это будет крайней мерой, на которую можно будет пойти только после всех списаний капитала банка на эти цели до нуля. В свою очередь, вмешательство государства в ситуацию необходимо будет только для того, чтобы предотвратить «значительные неблагоприятные последствия для финансовой стабильности» страны либо «для защиты общественных интересов, когда банк ранее уже воспользовался помощью центрального банка». Деньги налогоплательщиков могут быть использованы конкретными способами: государство может гарантировать обязательства или активы, чтобы получить долю в банке или получить этот банк во временную государственную собственность.

В тексте законопроекта особо прописано, что система гарантирования вкладов физических лиц не будет задействована в оплате мер по санации банков. Как считают авторы законопроекта, каждая страна должна создать собственный национальный фонд спасения, финансируемый самими банками. В течение десяти лет с момента вступления директивы в силу каждый фонд должен иметь объем денег в размере 1,5% от суммы депозитов банков-участников. Впрочем, в рамках фонда банки в трудной ситуации не будут обязаны кредитовать друг друга в обязательном порядке.

Объем фонда в 1,5% от депозитов участвующих банков не выглядит внушительным и достаточным для помощи банкам в случае наступления форс-мажора, считает старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова. К тому же эти отчисления сократят операционные возможности банков, что будет негативом для финансовых институтов.

Вообще, происходящее сейчас в Европе иначе как «театром абсурда» назвать сложно. Сначала власти принимают решения, которые загоняют страны в критическое состояние, как, например, списание долгов Греции, из-за которого пострадал Кипр, а потом начинают спасать эти страны «драконовскими методами», в данном случае списанием депозитов вкладчиков. Это означает, что в конечном итоге за все расплачиваются инвесторы, которые искали защиты своих капиталов, а в итоге просто лишились своих средств. Судя по всему, опасный прецедент «стрижки депозитов» станет обычной законной процедурой спасения банков, что автоматически снижает привлекательность европейской финансовой системы. И создание множества различных фондов спасения, по сути, не решит текущие проблемы, а лишь будет изымать средства из оборота банков.

В основе законопроекта может быть желание властей Евросоюза обуздать размер финансовой индустрии, в текущем объеме которого ряд представителей власти видят повышенный источник дестабилизации общеэкономической ситуации, памятуя о кризисе 2008 года, считает начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Андрей Верхоланцев. Возможно также, что за этим решением может стоять как стремление властей стимулировать потребление за счет снижения уровня сбережений, так и желание перераспределить денежные потоки, направив их в реальный сектор экономики, стимулируя тем самым частные инвестиции в бизнес.

В 2009 году, когда мир только начал отходить от кризисного шока, Германия приняла нормативы по ужесточению банковской деятельности, напоминает директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Новые нормы включали в себя обязательные гарантии вкладчикам при создании фондов резервирования для банков, в которые те обязаны регулярно отчислять свободные ресурсы для поддержания стабильного положения. Причем любая помощь от государства вынуждала банки увеличивать уровень резервов. Таким образом, все, что сейчас пытается сделать ЕС, уже давно есть в Германии. Это дает стране прочность финансовой системы и жесткий контроль над банковским сектором, когда, с одной стороны, граждане и предприятия (основа европейской экономики) защищены даже в кризис и имеют возможность держать средства в банках на долгосрочной основе. А с другой стороны, эти же нормы вынуждают банки избегать рисковых операций и дают им шанс пользоваться ликвидностью, полученной от вкладчиков, не опасаясь внезапного вывода средств.

Но в ЕС ситуация сложнее, чем в Германии. По многим странам банки уже сейчас не имеют возможности создавать подобного рода резервы, находясь под правительственными программами помощи. И, по сути, сейчас, если такой механизм будет принят, под него подпадут только наиболее стабильные учреждения, что создаст для них дополнительную нагрузку относительно ситуации у проблемных банков. Это не соответствует нормальному стремлению вывести финансовую систему из-под удара. И именно этот вопрос – каким образом и кто будет перечислять деньги в резервные фонды – сейчас необходимо решить властям ЕС. Видимо, решение все-таки будет принято – на волне кипрского кризиса и банки, и правительства легче согласятся с дополнительной нагрузкой.

И все же неприкосновенность вкладов является одной из фундаментальных основ самой сути банковского бизнеса, строящегося на доверии, говорит Андрей Верхоланцев. Нарушение этих основ, безусловно, ведет к снижению интереса к данному институту, проявлением которого станет перераспределение потоков капитала в пользу других рынков, прежде всего США, Юго-Восточной Азии, где подобные инициативы не стоят на повестке дня. Нельзя исключать также, что это благоприятно отразится и на притоке капитала в банковский сектор России, прежде всего за счет внутренних источников и средств, ранее выведенных из России. Инвесторы будут вынуждены искать другие страны для размещения капиталов, соглашается Дарья Желанова. Интересными могут быть государства азиатско-тихоокеанского региона.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  2. Китайская экономика пошла на поправку, но по-прежнему остается в минусе
    Фабрики и заводы возвращаются к работе, однако скорость восстановления замедляют ограничительные меры Пекина, направленные на борьбу с потенциально возможной второй волной эпидемии, которая может прийти из-за границ Поднебесной
  3. Россию переводят на ручное управление
    Кризисная ситуация, спровоцированная пандемией коронавируса, требует перехода к прямому госуправлению. Соответствующие полномочия Правительство России получило. Совет Федерации на внеочередном заседании принял пакет законов по экстренным мерам, необходимым для борьбы с последствиями распространения коронавируса. Документы отправляются на подпись президенту РФ и вступят в силу с момента опубликования
Реклама